Еще 20 лет назад практически на всех машинах устанавливался цепной привод ГРМ. Использование зубчатых ремней в то время вызывало у многих автолюбителей недоумение. И никто подумать не мог, что через несколько лет именно такая конструкция будет применяться на всех современных авто. Производители объясняют это тем, что ремень, в отличие от цепи, является менее шумным, имеет более простую конструкцию и малую массу. Однако ничто не вечно. Что делать, если порвался ремень ГРМ? Об этом и не только – далее в нашей статье.
Отличия от цепного привода
Во время эксплуатации цепной привод практически не изнашивается. Он служит столько же, сколько и сам двигатель. Да, он более шумный, иногда растягивается, однако, в отличие от ремня, он никогда не сползет и не оборвётся. Натяжку цепи производить не следует. В случае с ремнем его необходимо периодически подтягивать. И неправильная натяжка может спровоцировать перекос на зубьях. Из-за этого мотор будет неправильно работать, а ресурс элемента существенно сокращается.
Гнет ли клапаны?
Среди автомобилистов бытует мнение о том, что если ремень ГРМ «Рено» порвался, сразу же гнет клапаны. Отчасти это так. Но не всегда. Все зависит от сложности конструкции двигателя. Если это «шеснарь», однозначно будет загиб клапанов.
Автомобили, у которых по 2 клапана на цилиндр (впуск и выпуск соответственно), считаются более надежными в этом плане. Но опять же есть исключения (взять, к примеру, советскую «восьмерку», 1,3-л карбюратор). В случае с цепью дела обстоят гораздо проще. Она начинает сильно звенеть. И этот шум может продолжаться достаточно долго – одну, две, три тысячи километров. Вплоть до тех пор, пока автовладельцу не надоест этот звук и он не придет к выводу, что что-то здесь не так. Цепь, в отличие от ремня, очень «живучая» в этом плане.К чему это приводит?
Если у вас порвался ремень ГРМ, последствия могут быть разными. Как мы уже сказали ранее, все зависит от конструкции силового агрегата. Здесь можно руководствоваться принципом «чем проще мотор, тем он надежнее». Когда на двигателе в положении ВМТ клапан не достигнет днища поршня, ничего не произойдет. В таком случае, если порвался ремень ГРМ, в статье расходов можно прописать только покупку нового изделия. Все клапаны останутся целыми, без повреждения геометрии стержня.
Но не всегда обрыв ремня происходит с таким лёгким сходом. Если на вашем автомобиле используется по 2 впускных и выпускных клапана на один цилиндр (а это большинство машин младше 2000-х годов), большая вероятность, что их погнет. Использование такой конструкции ГРМ направлено на повышение мощности. Однако, если порвался ремень ГРМ, последствия будут очень печальными. В таком случае распределительные валы (которых два) останавливаются в том положении, при котором произошла поломка. Маховик, раскрученный по инерции, вращает коленвал, из-за чего происходит столкновение стержня с поршнем. Если поломка произошла на холостых оборотах и на нейтрале, произойдет деформация 2-3 элементов. Если же ремень ГРМ (16 клапанов) порвался на ходу (причем на высокой скорости, что случается в 90 процентах случаев), гнет все элементы без исключения. Для того чтобы их заменить, требуется демонтаж ГБЦ. Но даже если произошел загиб нескольких элементов, специалисты рекомендуют менять клапаны целиком в сборе. Также на скорости деформируются направляющие втулок. В результате потребуется замена или дорогостоящий ремонт блока цилиндров. Если скорость и обороты слишком велики, этого вполне хватит, чтобы деформировался поршень, соприкасаемый с клапаном. Ремонтировать его нет смысла - только замена.Какие моторы наиболее ненадежны при обрыве?
По статистике, высокую склонность к деформациям и повреждениям имеют двигатели DOHC, а также агрегаты от японских производителей («Ниссан», «Тойота», «Субару»). Самые простые и, соответственно, надежные – это восьмиклапанные двигатели с одним распределительным валом (SOHC). Устанавливаются на «Нексию», «Ланос» и «Лачетти».
Дизель
Какие бы страшилки ни рассказывали про восьми- и шестнадцатиклапанные бензиновые двигатели, самые серьезные последствия все-таки у дизельных агрегатов.
Вследствие более сложной конструкции клапаны в положении ВМТ почти не имеют ход. Поэтому, если порвался ремень ГРМ у дизельного мотора, произойдет деформация целого ряда узлов. Это распределительные валы с подшипником, шатуны (как показано на фото выше) и толкатели. Также замене подлежит блок цилиндров.Причины
Существует множество факторов, из-за которых происходит обрыв:
- Попадание на резиновое покрытие масел и грязи. Чтобы это не происходило, данный узел тщательно закрывается пластиковым корпусом, который с двух сторон закреплен болтами. При обрыве или замене элемента часто деформируется этот кожух, из-за чего инородные предметы могут заново попасть на поверхность механизма.
- Естественный износ элемента либо заводской брак.
- Клин водяного насоса, или в простонародье «помпа». Она тесно взаимосвязана с работой данного механизма.
- Клин натяжного ролика, распределительного или коленчатого вала. Вызвать поломку двух последних очень сложно, чего не сказать о помпе или ролике.
Замена
Если порвался ремень ГРМ (ВАЗ это или иномарка – не имеет значения), первый шаг – установка нового элемента. Разделяют две причины, говорящие о грядущей замене:
- Естественный износ. Производители рекомендуют выполнять замену элемента не реже чем раз в 80 тысяч километров. Однако нередки случаи, когда ремень «выхаживает» по 150-200 тысяч без деформаций и свистов. Но это не значит, что можно переносить замену на неопределенный срок. Это чревато дорогостоящим ремонтом.
- Механическое повреждение. Структура ремня может повредиться вследствие грубых ошибок при установке. Это несовпадение меток, недостаточная или чрезмерная натяжка элемента. Также ремень рвет (чаще просто слетает) при активной езде «до отсечки», которая сопровождается резкими торможениями. Если машина «прочипована» со смещением отсечки, велика вероятность обрыва ремня. Поэтому не стоит часто эксплуатировать автомобиль в режиме жестких нагрузок.
Профилактика
Чтобы вдруг не порвался ремень ГРМ (8 клапанов), необходимо следить за его внешним состоянием и слушать работу двигателя. При появлении малейших сомнений обращайте внимание на газораспределительный механизм.
Помните, что заменить ремень гораздо проще и дешевле, чем ремонтировать двигатель. Если он издает характерные писки или провисает при выключенном моторе, это первый признак, говорящий о его замене. Некоторые водители считают, что он так «прирабатывается». Это ложь – ремень должен исправно работать с первых секунд запуска двигателя. Не нужно часто натягивать его – корд имеет свойство растягиваться, тем самым теряя прочность. Из-за этого ремень лопается или слетает с меток. Если частые послабления, вероятнее всего, вы установили бракованную деталь. Чтобы не было клинов валов и помпы, не перегревайте мотор и старайтесь не использовать его в жестком спортивном режиме.Стоимость работ
Если порвался ремень ГРМ (2112 в том числе) без загиба клапанов, стоимость его замены будет составлять порядка 500 рублей. Но при наличии определенных навыков это можно сделать и своими руками. Таким образом, бюджет поломки составит не более тысячи рублей.
Вместе с этим рекомендуется проверить состояние крыльчатки помпы и натяжного ролика – они должны вращаться ровно, без звуков и люфта. В случае если произошел клин и требуется замена клапанов и ремонт блока цилиндров, стоимость работ может достигать 40-50 тысяч рублей. Если это старая иномарка, проще установить контрактный двигатель с разборки – в некоторых случаях это реально дешевле ремонта старого. Ну а чтобы не допустить такой ситуации, следите за натяжкой элемента и его внешним состоянием, а самое главное – соблюдайте периодичность замены в 60-80 тысяч километров. Даже если после этого срока ремень не представляет собой опасности (без деформаций и посторонних звуков), не будет лишним перестраховаться, установив новый элемент на его место.Итак, мы выяснили, что делать, если порвался ремень ГРМ.