Современные автомобили оснащаются множеством различных систем управления. Они делятся по функциональному назначению. Различают системы управления работой двигателя, ходовой частью, комфортом и безопасностью водителя. Каждому автомобилисту важны динамические характеристики. Если машина не заводится, падает мощность мотора, в работе происходят сбои, то причиной этого всего может быть стартер, аккумулятор или датчик коленвала. Как проверить последний элемент, многие не знают. А ведь причина может быть именно в нем.
Датчик коленвала – устройство и принцип работы
Нужно сказать, что данный сенсор является единственным, без которого автомобиль не сможет нормально работать. Датчик положения коленвала по-другому называется механизмом синхронизации. Именно он дает возможность ЭБУ синхронизировать работу с ГРМ двигателя. Устройство помогает формировать сигналы для тактового, цикличного, а также углового управления впрыском топливной смеси и системы зажигания.
Принцип работы данного сенсора не такой сложный, как может показаться. Он заложен в создании индуктивного сигнала. Но существуют системы и других типов. Это датчик Холла и оптические системы. В тот момент, когда зубья на шкиве коленчатого вала проходят около сердечника сенсора, формируются импульсы с переменным напряжением. Другими словами, это электромагнитное устройство, синхронизирующие работу форсунок, а также системы зажигания в системе впрыска. Это основное звено, без которого работа мотора будет просто невозможной. Сенсор работает в паре с диском синхронизации. Благодаря этому и формируются угловые импульсы. На диске имеется 60 зубьев, в которых отсутствуют 2. Это способствует генерации импульсов. Угол одного такого зуба с расстоянием до следующего равен 6 градусам от положения коленчатого вала. Начало 20-го зуба после места выреза полностью совпадает с верхней мертвой точкой для первого или четвертого цилиндра. Датчик предусматривает наличие зазора и между зубцами диска и торцевой частью, а чувствительный элемент представляет собой обмотку из медной проволоки на изолированной катушке с сердечником внутри.Где расположен датчик?
Изготавливается данное устройство в пластиковом корпусе. Найти его можно на специальном кронштейне около синхронизационного дика или же рядом со шкивом генератора. В автомобиле используется большое количество различных сенсоров – ДПКВ можно узнать по длинному кабелю с разъемом.
Причины поломки датчика положения коленчатого вала
Сам по себе этот сенсор давать сбоев в работе не будет. Датчик либо работает, либо вовсе не функционирует. Если он вышел из строя, это необратимый процесс. Причин для поломки этой детали может быть несколько. Чаще всего неисправность обусловлена постоянными нагрузками при работе в условиях высоких температур, повышенной влажности, механическими воздействиями. Многие не знают, как проверить исправность датчика коленвала, и посещают СТО с этой проблемой. На самом деле все очень просто. Существуют доступные способы, которыми можно воспользоваться в домашних условиях и при этом полностью бесплатно.
Признаки неисправностей
Самый распространенный вид неисправности датчика - это частичный или полный износ проводки. Как проверить датчик коленвала? Это можно сделать при помощи специальных сканеров. Сегодня они стали более доступны. Понять, что прибор вышел из строя, поможет горящая лампочка на приборной панели – «Проверьте двигатель». Но это актуально только для новых авто.
А вот на старых автомобилях разбираться придется самому владельцу. Водитель при вышедшем из строя ДПКВ столкнется с отсутствием холостого хода – двигатель будет глохнуть. Мотор будет показывать неустойчивую работу на холостых оборотах. Также машина, где есть проблемы с этим датчиком, будет глохнуть при движении. И еще один признак – это детонация под нагрузкой. Если наблюдается хоть один из этих признаков, вероятнее всего, сломался датчик коленвала. Как проверить его? Здесь есть несколько вариантов. Воспользоваться услугами профессиональных диагностов в СТО либо выполнить тестирование самостоятельно. Для этого есть несколько способов. Сама процедура проверки не вызывает сложностей, но есть один неприятный момент – датчик очень неудобно установлен, и чтобы добраться к нему, необходимо применить особенные приемы.Способы проверки ДПКВ
Есть три варианта, как проверить датчик положения коленвала. В каждом случае будут использованы различные, но при этом доступные каждому приборы. Самый простой способ подразумевает наличие омметра, но подойдет и тестер или мультиметр. Второй требует применения нескольких приборов. На СТО эти сенсоры проверяют осциллографом.
Первым делом необходимо демонтировать датчик. Предварительно рекомендуется отметить его положения – потом нужно установить его обратно строго на это место. И вот снят датчик коленвала. Как проверить его? Вначале визуально.Визуальная диагностика
Корпус, контакты, сердечник, контактная колодка не должны иметь никаких повреждений.
При оценке состояния следует тщательно очистить устройство от грязи. Особенно это актуально для контактов. Очистку можно провести ветошью, смоченной в бензине или спирте. Нет принципиальной разницы, как проверить датчик коленвала. «ГАЗель» или любое другое авто в этом плане аналогичны. При демонтаже проверяют расстояние между сердечником и синхронизационным диском – оно составляет от 0,6 до 1,5 мм. Регулировать зазор можно при помощи соответствующих шайб. Если при осмотре не удалось выявить повреждений, необходимо применить другие методы, как проверить датчик коленвала. Эти способы подскажут более точно, работает устройство или нет.Проверка ДПКВ омметром
Это наиболее простой метод. Он доступен каждому. Если омметр найти тяжело, подойдет обычный мультиметр. Им проверяют сопротивление на катушке датчика. От того, исправна ли катушка, зависит работоспособность датчика.
В исправном состоянии сопротивление будет равно от 550 до 750 Ом. Для полной уверенности, перед тем как проверить датчик коленвала тестером, лучше изучить руководство на машину – там производитель указывает точные параметры. Если показания соответствуют, тогда сенсор исправен. Если нет, то необходимо его заменить. Это наиболее простой способ. Но недостаток в том, что здесь нет полной гарантии правильности диагностики. Специалисты рекомендуют применить более глобальную проверку.Диагностика с мегаомметром
Есть подозрение, что неисправен датчик коленвала. Как проверить его более точно? Есть хороший способ. В ходе операции будут выполнены замеры основных параметров устройства. Для диагностики понадобиться мультиметр, мегаомметр, измеритель индуктивности и трансформатор. Сопротивление измеряется так же, как и в первом случае. Что касается индуктивности, ее измеряют с помощью специального прибора – показатели должны быть от 200 до 400 мГц. Ничего страшного, если диск немного намагнитится. Размагнитить его можно с применением сетевого трансформатора. Сопротивление изоляции проверяют мегаомметром. Под напряжением в 500 В данный параметр должен быть не выше 20 МОм. По полученным цифрам можно затем сделать выводы о том, нужна ли замена датчика или он исправен.
Более эффективного способа, как проверить датчик положения коленвала, пока еще не придумано. Им уже много лет пользуются опытные автолюбители, проверка возможна в домашних условиях.Подведем итог
Существует и еще один вариант диагностики – это проверка с осциллографом. Таким методом пользуются на СТО. Проблема в том, что, кроме осциллографа, нужно еще и специальное ПО, что порой невозможно в домашних условиях. Поэтому лучше замерить ключевые параметры датчика и сравнить их с паспортными значениями. Даже у начинающих автомобилистов не возникнет сложностей с тем, как проверить датчик коленвала («Опель Астра» в том числе) этими способами. Данные методики диагностики уже не один раз показали свою эффективность.