Не все мечтают с малых лет заниматься музыкой. Часто бывает, что интерес к ней просыпается в подростковом возрасте, а то и позже. Советский композитор Николаев Алексей родился в семье музыкантов, но до тринадцати лет относился к фортепиано достаточно прохладно. Тем не менее он стал одним из выдающихся композиторов своего времени. Ему удалось стать оперным мастером и музыкантом с необычным видением.
Образование
Детство композитора пришлось на военные годы. В то время населению страны было не до музыки, но по настоянию отца Николаев Алексей пошел по семейному пути. Сначала он поступил в училище при Московской консерватории, а позже попал и на один из факультетов МГК. Параллельно учился на искусствоведческом факультете Государственного университета.Искусство больше привлекало молодого человека, он написал и защитил дипломную работу по творчеству Зегерса. Но позже музыка заслонила все, он стал писать свои первые произведения. Интересно, что творчество композитора такое же многогранное, как и его интересы. Он пробовал себя в разных жанрах и тематиках. За долгие годы работы он создал несколько опер, балетов, симфоний, ораторий и много других произведений.
Мастер оперного искусства
Первой оперой мастера стало произведение «Горе не беда», положенное на стихи Маршака. Тогда он едва окончил курс консерватории под руководством Шебалина, но оперу приняли и поставили в репертуар Оперной студии при консерватории. Уже тогда все поняли, что Николаев – композитор уникальный, с природным талантом. Зрители благосклонно приняли его первый труд.Не меньшим успехом пользовалось сочинение «Ценою жизни» по пьесе Салынского. Современники отмечали, что вокальные партии опер Николаева были просты даже для студентов первого курса. Он без сожаления вносил правки и переписывал даже очень большие куски. Однако оперу по Салынскому Алексей Александрович оценивает крайне критически. Он был недоволен своим детищем и не раз отмечал, что мог бы написать лучше. Гораздо лучшими, по его мнению, были оперы середины восьмидесятых – «Граф Нулин» и «Пир во время чумы».
Последние дни
Одной из наиболее привлекательных работ мастера является опера «Последние дни», написанная по произведению Михаила Булгакова. Николаев Алексей смог развить и обобщить идею автора произведения. Всю оперу можно поделить на несколько частей и множество симфонических эпизодов с разными настроениями: лирических, гротескных и эпических.
Две временные координаты превратились под рукой мастера в два музыкальных ряда: естественный и динамичный. Сейчас тринадцать симфонических этюдов из этой оперы исполняют как отдельные произведения – вариации. Интересно и окончание произведения. Для него Николаев Алексей Александрович использовал призыв кукушки.
Успехи в карьере
С 1958 года композитор стал преподавателем. Его очень любили и студенты, и журналисты. Разговаривать с Алексеем Александровичем, по их воспоминаниям, было само удовольствие – он обладал тонким чувством юмора, интеллигентностью, глубокими познаниями и при этом напрочь был лишен заносчивости, которой грешат многие профессора.Еще одним карьерным успехом можно назвать множество фильмов и спектаклей, к которым он написал музыку. Они были очень популярны в советское время, но сейчас большинство из этих картин забыто. За свои достижения в профессиональной сфере Николаев Алексей получил немало престижных наград. Среди них можно выделить премии имени Шостаковича, Прокофьева и Глинки. Но самое главное – это то, что его произведения до сих пор исполняют в филармониях разных городов и изучают в консерваториях. Наибольшей популярностью пользуются инструментальные концерты, которые им были написаны в разные годы для флейты, виолончели, скрипки, гобоя и фортепианного трио.