Сам термин «реприза» употребляется довольно широко. В первую очередь во многих видах эстрадного и циркового искусства, где она представляет собой номер или сцену, наполненную действиями, нанизанными на один сюжет. Реприза клоуна является словесной сценой или пантомимой (а чаще сплавом двух этих направлений), которые в оригинальном игровом или трагикомичном ключе несут некий посыл, выраженный языком символов, реплик и иносказаний.
Суть номера
Практически все клоунские репризы, которые оставили после себя артисты мирового уровня, будучи настоящими произведениями искусства, популярны и вполне применимы на сцене и сегодня. Секрет, который заставляет хохотать или задумываться над ними сотни тысяч людей из десятилетия в десятилетие, заключается в их смысловой наполненности, глубине и отсылках к вечным непреходящим ценностям. Это одна из ярких характерных черт, которыми обладает по-настоящему хорошая реприза. Что такое действо значит для циркового номера, преувеличить трудно.
Ярким примером значимости клоуна в цирковом выступлении может являться творчество великого мима Леонида Енгибарова, номера которого, как правило, ставились в конце всей цирковой программы и являлись главным ее зрелищем (случай практически беспрецедентный).
Вообще, очередность, в которой располагаются выступления в концертном действии, имеет огромное значение. Тем более это касается такого тонкого материала, каким является обычно клоунская реприза. Что такое высокое значение придается именно пантомиме либо речевым сатирическим или пародийным номерам, объяснить довольно просто.
Художественная ткань выступления
Для того чтобы наглядно продемонстрировать, какое место должна занимать реприза, что такое очередность и рациональность расстановки номеров, следует обратиться к примеру, которых в большом количестве можно обнаружить в истории циркового искусства.
Так, легендарный Карандаш, который, как известно, отличался тонким чувствованием художественного пространства, удачно подбирал реквизит и обладал врожденным чувством меры. Например, в своем номере «Фокусы» советский артист, как заправский иллюзионист, демонстрировал публике лист газеты, в который на глазах у всех заворачивал бутылку, а после нескольких ярких жестов с криком «Фокусы!» его разворачивал. Бутылка с поклоном выкатывалась из штанины, а клоун «с позором» убегал под радостный смех публики.
Легко предположить, насколько тяжело было бы настоящему иллюзионисту выступать после такого номера Карандаша. А потому клоун всегда ставил такие выступления строго после пародируемых объектов, усиливая тем самым эффект от своих номеров. Вот какое значение имеет реприза; что такое настоящая интермедия в цирковом искусстве.
Результат
Стоит отметить, что со временем деятельность клоунов, направленная на развенчание мифов о цирковых силачах, поглотителей огня и цирковых чудесах, сделала свое дело. И в настоящее время на манеже ставка все чаще делается на визуальные номера и акробатику. Иллюзионисты же понемногу отходят в прошлое.
Рассуждая о сверхзадаче клоуна вообще, вполне можно предположить, что ею является высмеивание самой природы цирка и его методов: он скачет на лошади, взбирается под купол, чтобы пройтись по канату, боксирует с кенгуру – и делает все это так, что публика заходится в хохоте. Однако это только то, что находится на поверхности.
Разыскивая смешные стороны в самых разнообразных картинах окружающей его жизни, артист как бы оттеняет то, что достойно уважения. Канатоходец может упасть – клоун падает, вызывая страх у зрителя. Жонглер может уронить булаву – клоун ее непременно уронит, и не иначе как на голову (себе или своему компаньону).
Однако там, где смеяться не над чем, тонко чувствующий артист делать этого не станет. Так, еще в начале своей карьеры Карандаш планировал организовать номер с живыми львами, взяв за основу эпизод из знаменитой кинокартины Чаплина «Цирк». Однако очень скоро отказался от своей идеи, пояснив, что не может найти ничего смешного в том, что животных держат за решеткой и заставляют танцевать под музыку при помощи кнута.