Техника советского производства даже сейчас удивляет многих своей надежностью, мощью и долговечностью. Среди наиболее интересных представителей автопрома СССР стоит выделить МАЗ-503.
Выпущенный на свет в далеком 1965 году на Минском заводе, он до сих пор используется для транспортировки грунта, скальных пород и других тяжеловесных материалов.Прародитель
Новая модель крупногабаритной техники была разработана на основе современного и прогрессивного по тем временам грузовика МАЗ-500. Он представлял собой самосвал с 11,2-литровым дизельным двигателем мощностью 180 лошадиных сил. Для перевозки грузов стандартная модель была оснащена деревянными бортами.
Максимальная грузоподъемность составляла 7,5 тыс. кг. Модификации модели МАЗ-500 отличались различными видами бортов:
- МАЗ-500В в своей конструкции имел металлическую платформу, что положительно сказывалось на транспортировочных возможностях;
- МАЗ-500Г имел удлиненный кузов, что позволяло перевозить материалы большой длины.
Впоследствии эти две основные модификации заменили новые представители тяжеловесной техники – МАЗ-503 (самосвал), МАЗ-504 (седельный тягач) и МАЗ-509, предназначенный для перевозки материалов древесины. Рассмотрим первый вариант подробнее.
МАЗ-503: описание модели
Советские ученые не стали изобретать нечто совершенно новое, поэтому грузовик в первые годы выпуска практически ничем не отличался от своего "отца". Существенные нововведения были внедрены в конструкцию в 1970 году.
Именно с тех самых пор базой автомобиля служит клепанная из штампованных деталей прочная рама. Ходовая часть грузовика держится на 4 полуэллиптических рессорах, расположенных продольно раме. Это, в сочетании с гидравлическими телескопическими амортизаторами, наделили самосвал МАЗ-503 грузоподъемностью и хорошей проходимостью.
Автомобиль был комфортен для дальних поездок. Кабина представляла собой цельнометаллическую сварную конструкцию бескапотной компоновки. Она была оборудована спальным местом и помимо водителя умещала еще двух пассажиров. Управлять машиной помогал гидроусилитель руля.Для транспортировки грузов модель оснастили универсальной металлической сварной платформой, у которой задний борт автоматически открывался и закрывался на шарнирах. Гидравлический привод опрокидывал платформу, а специально встроенный клапан встряхивал ее, чтобы гарантировать полную разгрузку.
Технические характеристики
Благодаря своей конструкции автомобиль МАЗ-503 отличается впечатляющими техническими характеристиками:
- максимальная грузоподъемность – 8 тонн;
- снаряженная масса – 7520 кг;
- максимальная скорость – 75 км/ч;
- расход топлива – 22 литра на 100 км;
- максимальный крутящий момент – 1503 оборота/минуту;
- габариты – 5785х2500х2650 мм;
- радиус разворота – 15 м;
- клиренс (дорожный просвет) – 29,5 см.
Из-за относительно больших размеров и радиуса поворота назвать автомобиль маневренным нельзя.
Его используют в основном в карьерах открытого типа, на крупных строительных объектах и промышленных предприятиях.Двигатель и трансмиссия
Своей проходимостью и грузоподъемностью самосвал МАЗ-503 обязан мощному дизельному двигателю ЯМЗ-236. Силовая установка имеет в своем составе 6 цилиндров, расположенных в V-образном порядке. Рабочий объем составляет 11,15 литра, из-за чего максимальная мощность находится на уровне в 180 лошадиных сил.
Система охлаждения жидкостная, с принудительной циркуляцией антифриза и термостатическим устройством. Последнее устройство предназначалось для создания оптимального температурного режима вне зависимости от погодных условий.
Особенностью установки можно назвать сложную систему очистки горючего. Прежде чем попасть в камеру сгорания, дизель подвергался грубой и тонкой очистке. Для этого в систему подачи топлива было встроено два фильтра – элемент для хлопчатобумажной ровницы для первичной обработки и фильтр из древесной муки на пульвербакелитовой связке.
Это одновременно увеличило долговечность агрегата и позволило использовать топливо низкого качества. Подобная система использовалась в масляной системе двигателя смешанного типа.
Трансмиссия автомобиля МАЗ-503 представлена механической 5-ступенчатой коробкой передач с синхронизаторами на всех скоростях, кроме первой. Двухдисковое сцепление сухого типа с фрикционами зарекомендовало себя с положительной стороны.
В современном мире
На рынке крупногабаритной техники больше не встретишь этого представителя самосвалов. Они были актуальны и востребованы до 1980 годов, но затем были вытеснены более прогрессивными грузовиками, созданными на базе МАЗ-5335.
Но сохранившиеся до наших дней экземпляры советского выпуска могут активно применяться на средних строительных площадках, в сельском хозяйстве и в некоторых промышленных областях. И с каждым годом их количество становится все меньше.
В скором времени МАЗ-503 (фото которого можно увидеть в данной статье) станет только воспоминанием. Те же, кто интересуется советским автопромом, могут найти масштабную (1:43) модель костромского завода.