Наверняка каждый из нас слышал пословицу «Закон - что дышло: куда повернешь, туда и вышло». Но не все знают, что такое дышло. Давайте вместе попробуем разобраться в значении этого слова и в том, где же оно применяется.
Определение
Для того чтобы понять, что значит дышло, нужно ознакомиться с определением данного слова. В наиболее распространенном смысле дышло понимается как оглобля, посредством которой повозка прикрепляется к лошади для дальнейшего передвижения. Существуют одиночные и парные дышла. Конструкция последнего выполнена таким образом, чтобы разделять лошадей в парной упряжке без потери тяговой силы.
Оно крепится к передней оси повозки. В русском языке данное слово считается заимствованным. Оно произошло от польского слова dyszel.
Также ответ на вопрос о том, что такое дышло, могут искать некоторые автолюбители. В качестве второго значения слова под дышлом понимают устройство, связывающее автомобиль с поворотной осью прицепа.
И в том, и в другом случае это устройство, соединяющее средство передвижения с прицепом/телегой. На практике конструкции дышла в прицепе и в упряжке незначительно отличаются друг от друга.
Применение дышла в домашнем хозяйстве
Знать, что такое дышло, нужно людям, имеющим в хозяйстве пару лошадей. При уборочных работах одной лошади бывает недостаточно. Для того чтобы запрячь двух лошадей в упряжку, применяют постромочно-дышловую запряжку. Дышло находится между лошадьми, к нему нужно пристегнуть каждую из них.
Постромочно-дышловая запряжка осуществляется следующим способом:
- Хомуты и уздечки необходимо надеть на каждую лошадь.
- Ставим лошадей так, чтобы дышло находилось между ними.
- Затем на дышло нужно надень нашильники и пристегнуть их на нагруднике каждой из лошади. Нашильники регулируют постромки и фиксируют на шее животного хомут.
- К хомуту прикрепляем нагрудники.
- И в самом конце нужно присоединить вожжи к уздечке.
Дышло в автомобильном прицепе
Что такое дышло в конструкции прицепа, знает не каждый опытный механик. Дышло – это рычаг, расположенный на передней части рамы прицепа.
Конструкция бывает А-образной и I-образной. Она может включать в себя:
- Страховочный трос.
- Узлы сцепки.
- Складная подставка (у некоторых прицепов она не предусмотрена).
- Опорное (подкатное) колесо.
- Также на нем может быть закреплено запасное колесо.
Дышло прицепа несет на себе основную нагрузку. Поэтому чем больше масса перевозки прицепа, тем серьезней будет конструкция дышла. Если грузоподъемность прицепа небольшая, используется I-образная конструкция. Соответственно А-образная предназначена для перевозки более тяжелых грузов. Она не дает прицепу возможности раскачиваться при езде по ямам и неровному дорожному покрытию.
Помимо этого, конструкция дышла автомобильного прицепа может быть съемной или складной, что, в свою очередь, очень сильно помогает при хранении в помещениях небольшого размера.