Средства массовой информации в СССР всегда были под сильным контролем партии, поэтому изобиловали пропагандистскими темами и прочими выгодными руководству страны произведениями. Телевидение не было исключением, и появление в сетке вещания талантливых развлекательных передач неизменно радовало телезрителей.
Пани Моника - российская актриса Ольга Аросева, завсегдатай "Кабачка"
Одним из таких знаковых, получивших заслуженную любовь зрителей проектов стал комедийный ситком, получивший вскоре после первых успехов название «Кабачок 13 стульев». Лучшие актёры театра и кино того времени исполняли роли в юмористических зарисовках, среди которых была и пани Моника, актриса Московского Театра сатиры Ольга Аросева. Это был звёздный час в карьере актрисы, ни одна из её ролей в известных фильмах не принесла ей столько популярности, сколько 15-летняя работа над беспечным и экстравагантным образом, который создавала на телеэкране пани Моника. Актриса, биография которой была полна сюрпризов не менее, чем её собственный характер, с самого детства проявляла любовь к перевоплощениям.
Характер авантюристки
Известная всему Союзу пани Моника (актриса Ольга Аросева) родилась в Москве в семье Александра Яковлевича Аросева, революционера и дипломата из бывших царских военных. С самого детства Ольга проявляла озорной и несгибаемый характер, шокируя родных оригинальными выходками. Она всегда отличалась необычайной смелостью для своего времени и непосредственностью суждений и поступков. С возрастом кажущаяся простота и доверчивость переросли в жёсткую волю, умение приспосабливаться и практическую хитрость, а энергичность натуры актриса, сыгравшая пани Монику, сохранила до самой глубокой зрелости.
Ольга Вячеславовна Гоппен - мать актрисы
Мать актрисы, Ольга Гоппен, взбалмошная и легкомысленная особа, не имела практических жизненных навыков, потому что получила воспитание как отпрыск польского дворянского рода. Утончённая, эксцентричная и светская натура с трудом привыкала к новым реалиям ХХ века. Ольга Вячеславовна никогда не выступала против советской власти, но и прижиться в новом для неё обществе не смогла. В 1930 году ветреная мать бросила мужа с детьми ради любовника и жизни за границей. Очевидно, роман не имел серьёзного продолжения, и её материнские чувства со временем одержали верх над беспечностью. После ареста мужа в 1937 году Гоппен нашла в себе невероятные силы, чтобы уговорить чиновников чрезвычайной комиссии оставить детей с ней, а не распределять по детским домам.
Александр Яковлевич Аросев - революционер и интеллигент
Отец для актрисы всю жизнь оставался кумиром. Видный революционер и дипломат, он участвовал в Великой Октябрьской революции, стоял у истоков формирования Красной Армии большевиков, а позже представлял интересы молодого советского государства в Европе в качестве посла и дипломата. Ещё при царском режиме, преследуемый властями, Александр Яковлевич бежал в Париж, где знание иностранных языков позволило ему познакомиться и завести дружбу со значимыми культурными деятелями Европы того времени. Это помогло в его поздней работе в Москве, когда, после пражской командировки, он был назначен председателем ВОКС. Сам он шутил, что его назначили «конферансье Советского Союза», что не мешало ему с удовольствием принимать у себя в знаменитом «доме на набережной» известнейших художников и писателей начала ХХ века. Своим детям Александр Яковлевич всегда завещал быть чуточку храбрее него самого, не бояться мнения окружающих о творческих реализациях своих талантов. Сам он изредка сетовал, что не стал актёром, и с удовольствием выступал со стихами русских поэтов перед гостями.
Репрессированный и реабилитированный, главный мужчина в жизни актрисы
Арест не стал для Аросева неожиданностью, он задолго почувствовал изменения и сам поехал к Ежову, чтобы поговорить «по-мужски». К сожалению, родные больше его не видели. Актриса, сыгравшая пани Монику в «Кабачке 13 стульев», через всю жизнь пронесла для себя образ отца как светлейшего и умнейшего человека в её жизни. После ареста маленькая Ольга написала смелое письмо Сталину о том, что отец невиновен, и даже получила ответ, что он осуждён без права переписки. На самом деле Аросева расстреляли ещё в начале 1938 года, но много позже реабилитировали посмертно. Память об отце помешала вступлению в комсомол, когда от неё потребовали публичного отречения от репрессированного родителя. Её старшая сестра Наталья не выдержала давления окружающих и отказалась от отца как от врага народа, за что Ольга едва не подралась с ней. В зрелом уже возрасте Ольга Аросева получила от тётки бережно хранимые дневники отца и, благодаря личным его заметкам, стала ещё ближе к нему.
Детские шалости
С самого детства проявляла свои актёрские таланты будущая пани Моника. Имя актрисы в связи с её «выступлением» появилось в пражской газете уже в дошкольном возрасте. Проходившая тогда «Трёхгрошовая опера» произвела такое сильное впечатление на маленькую озорницу, что она подговорила чешскую подругу, и вместе они, изрезав платья в подобие рваных одежд, отправились просить милостыню. Местный торговый и рабочий люд с изумлением и интересом слушал историю о брошенных матерью детях, которых не кормит отец, ведь нищих в то время в Праге не было вообще. Скандал в связи с этим, конечно же, замяли, но артистичную натуру в Ольге заметили. По приезде в Москву она принимала участие в постановках школьного театра и даже была приглашена в кино, но отец считал, что съёмки вредят детскому здоровью, и карьера в кино была отложена на взрослую жизнь. Благодаря связям и рабочей деятельности отца Ольга маленьким ещё ребёнком близко познакомилась со Сталиным, встречалась с Роменом Ролланом в доме правительства.
Юность и начало войны
Юность Ольги прошла под печатью ребёнка врага народа, в школе она с сёстрами подвергалась постоянным нападкам со стороны идейных пионеров и комсомольцев. Впрочем, Ольга могла за себя постоять, и её не трогали, к тому же она была уверена в невиновности отца, это защищало её от злых языков лучше, нежели самый прочный доспех. Позже началась война, и мелкие обиды были отставлены в сторону. Ольга вместе с сестрой отправилась в Орловскую область, чтобы строить военные укрепления, где девушки и попали под настоящую авиабомбардировку. Пока они возвращались в Москву с толпами мирных, спасающихся от войны людей, мать с маленькой дочкой отправилась в эвакуацию. Она оставила им самое необходимое, чтобы покинуть Москву вслед за ней, но девочки решили поступать в театральное. Ольга, в силу возраста, не была допущена до экзаменов и отправилась в цирковое, где принимали с 8-го класса. Одновременно Ольга училась на десантных курсах, впрочем, она до паники боялась высоты и её отчислили задолго до окончания. Что удивительно: в цирковом училище высота не представляла для ловкой актрисы никаких проблем. Получив аттестат зрелости, Аросева бросила цирк и поступила за сестрой в театральное. Видимо, мечта стать наездницей в цирке на то время не могла осуществиться, так как всех коней отправили на фронт или мобилизовали для других целей.
Начало профессиональной актёрской деятельности в Ленинграде
Неугомонная натура и дух авантюризма не очень способствовал систематическому и упорному обучению, и на 3-м курсе Ольга сбежала в Ленинград с труппой проезжавшего из эвакуации Театра комедии под руководством Николая Акимова. Она обманула руководство театра, предоставив диплом на имя сестры, окончившей к тому времени училище, впрочем, режиссёр сразу оценил талант и врождённые данные, так что на формальности тогда не особо обратили внимание. Отсутствие образования на Ольге сказалось позже, когда в 25 лет за работу в кино её представили к званию заслуженной артистки республики, но четверть века незаслуженно оттягивали присвоение из-за отсутствия подтверждённого диплома.
Возвращение в Москву
Регалии и звания не очень волновали Ольгу Александровну, попав в театр, она поняла, где она сможет проявить себя лучше всего. Одновременно со спектаклями будущая актриса пани Моника принимала участие в съёмках на "Ленфильме", где каждый эпизод с её участием преображался, становился более живым и гармоничным. К сожалению, работа в Ленинграде длилась недолго, режиссёр Акимов попал в немилость к властям, и запуганные актёры театра вынуждены были подписать предательское письмо. Отчаянная и преданная Аросева отказалась участвовать в этом подлоге, и ей пришлось вернуться в Москву.
Театр Сатиры и общественная деятельность
С 1950 года настала пора Театра Сатиры в Москве, с которым она не расставалась до последних лет жизни, несмотря на различные обстоятельства и перипетии. У неё был довольно тяжёлый и независимый характер, из-за которого она временами попадала в немилость к художественному руководству, к тому же склонность к различным авантюрам и интригам сказывалась на отношениях с окружающими. Впрочем, во времена советской власти Ольга Александровна отвечала за выделение жилплощади работникам театра в качестве члена профсоюзного комитета, и многие её коллеги с теплом отмечают её старания на этом поприще.
Личная и семейная жизнь
Работа в театре занимала значительное место в жизни, однако семья всегда оставалась на первом месте для такой трудолюбивой и неординарной личности, как пани Моника. Актриса, личная жизнь которой не слишком ладилась, очень сожалела, что не могла иметь детей вследствие проблем со здоровьем, обнаруженных ещё в Ленинграде. Она с удовольствием направляла свою нерастраченную материнскую любовь на близких людей в семье и на работе. Об отношениях с противоположным полом Ольга Александровна не любит распространяться, признавая лишь 4 официальных брака. Такой ветреной и импульсивной натуре, как Ольга, очень сложно создавать отношения на всю жизнь, и обо всех её романах наверняка можно было бы написать отдельную книгу.
Работа на съёмках
60-е годы двадцатого столетия ознаменовались для Ольги Александровны успешными работами на ТВ и в кинематографе. В театре тех лет актрису не слишком занимали в ролях, а порою вообще не замечали, и Ольга Аросева могла полностью отдать себя съёмкам. Серьёзные роли в кино она получала ещё в 50-х годах в таких фильмах, как лирическая комедия «Девушка без адреса» и комедийный фильм с первой главной ролью Аркадия Райкина «Мы с вами где-то встречались...», но настоящее народное признание пришло к ней после фильма «Берегись автомобиля» Рязанова и выступлений в цикле телепередач под названием «Кабачок 13 стульев». Светская и импозантная пани Моника — актриса Ольга Аросева - со своим неугомонным предприимчивым характером запала в душу многих советских телезрителей. Польские коллеги тоже с теплом отзывались о героях «Кабачка».
Именно ей в большой степени обязаны введением в моду в СССР различные умопомрачительные женские шляпки а-ля "пани Моника". Актриса, фото которой, как и она сама, стали узнаваемы по всему Союзу, всегда кокетливо огорчалась, что её работу в театре ценят гораздо меньше.
Позже Ольга Александровна снималась ещё в нескольких фильмах, в том числе в комедии «Старики-разбойники», ставшей классикой советского кино. В конце жизни актриса серьёзно болела, но никому не сообщала об этом и играла в театре как ни в чём не бывало. Даже перед самой своей смертью Ольга Аросева была полна творческих планов и энтузиазма, а главное — успела дописать книгу, посвящённую кумиру всей её жизни, своему отцу.