Когда вдруг непроизвольно в памяти всплывает художник Сомов, то также рядом появляется поэтический портрет печальной девушки. Для автора статьи он – визитная карточка живописца. С него и начнем обзор.
Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой
Позже, когда портрет окажется в ГТГ, его коротко назовут «Дама в голубом». К этому времени, когда писался портрет, то есть в 1897-1900 годы, живописец нашел свой собственный путь в искусстве и был уверен в своих силах. В этом поэтическом облике создается новый образ совершенной женственности, ее вершины, которая никак не совмещена с серой повседневностью или будничной суетой.
На первом плане условного парка около пышно разросшегося кустарника с тронутыми увяданием листьями стоит молодая женщина в старинных кружевах сильно декольтированного платья из поблекшего голубого муара. Она одухотворена неведомой нам трагедией, которая ее надломила. Ее рука с томиком стихов бессильно опущена. Левая рука женщины беспомощно поднесена к груди. Она одинока и тоскует. «Дама в голубом» хрупка, бледна и худощава. Болезненный румянец покрывает ее щеки. Несмотря на стилизацию костюма, она воспринимается как современный человек, у которого духовный мир сложен. Фигура модели с тонкой шеей, покатыми плечами приобретает особое изящество на фоне сгустившегося вечера и бегущих по небу сероватых облаков. Откуда в ней такая щемящая тоска, глубокая грусть в глазах, скорбь в нежных неулыбчивых губах? Будущая художница Мартынова была всем знакома как веселый и жизнерадостный человек. Художник Сомов смог увидеть за внешним внутреннее. Через четыре года после написания портрета Елизавета Михайловна умрет от туберкулеза.
Замечательно передана утонченность модели живописными средствами: тончайшие красочные нюансы появляются благодаря лессировке, прозрачны голубоватые тени, которые ложатся на лицо и открытые плечи.
Жанровая сцена на дальнем плане и плотный кустарник еще сильнее отгораживают «Прекрасную Даму» от мира.
Молодость живописца
Мы кратко очертим его жизненный путь. Сомов Константин Андреевич (1869-1939) родился в Санкт-Петербурге в семье хранителя Эрмитажа, Ивана Андреевича и Надежды Константиновны Сомовых. Его матушка была образованным человеком и прекрасным музыкантом. В творческой среде подрастало два сына: Владимир и Константин - и дочь Анна. К. Сомов учился в гимназии К. Мая, где основой была доброжелательная атмосфера. Он не окончил это учебное заведение, так как ему никак не давались естественные предметы. В гимназии он познакомился с В. Нувелем, Д. Философовым, А. Бенуа. Последний всячески поддерживал расцветающий талант и помог неуверенному в себе юному Сомову поверить в себя.
Становление художника
Четыре года будущий русский живописец постигал основы рисунка и цвета в Академии, а затем продолжил занятия у И. Е. Репина. Его не удовлетворяли изображения передвижников, так как на сломе эпох он не видел в них ничего нового: все те же демократизм и социальное просветительство. Действительность отталкивала его. Сомов погрузился в атмосферу рококо XVIII века, музыку Глюка и Моцарта, в томные гавоты и менуэты, мемуары, поэзию и прозу того времени. Источниками вдохновения для него стали старые альбомы, на страницах которых он находил характерные визуальные приметы поз, походок, жестов, костюмов, причесок.
Не копиистом хотел стать художник. Этот художественный язык мог раскрыть душу современного человека. Тот период времени никак нельзя назвать пуританским. Пример помещен выше: «Силуэт. Поцелуй», который чуть в другом исполнении войдет позже в «Книгу маркизы».Париж конца XIX столетия
В течение 97-98 годов художник Сомов жил и учился в Париже. Он увлекся искусством Ватто, Ларжильера, Фрагонара и современных прерафаэлитов: О. Бердслея и Д. Уитлера. Это был эстет до кончиков ногтей. Вместе с Бенуа он у букинистов разыскивал старинные картинки, на которых изображались нелепости и курьезы. Он, как и все символисты, опасался показаться смешным со своими дамами и кавалерами, Арлекинами, Коломбинами, Пьеро и прикрывался маской иронии.
Возвращение в Россию
В 1899 году К. Сомов вернулся сформировавшимся художником в Петербург и завершил описанный выше портрет Е. М. Мартыновой. Продолжая тему женственности, Константин Сомов картины наполняет эротикой: «Эхо прошедшего времени», «Дама в розовом платье», «Спящая женщина в синем платье», «Волшебница», «Коломбина».
Он не оставляет места жеманству и притворству, а демонстрирует не лучшие, а роковые качества женщины, их ложную и губительную стороны. Перефразируя критика его времени, можно сказать, что художник Сомов из Мадонны сотворил Еву-соблазнительницу.Гармония в творчестве
Пейзажи, написанные с натуры, – всегда полная противоположность его условным маскарадным и кукольным героям. Он ищет и переносит на полотно все самое хрупкое и неуловимое: призрачный свет белых ночей, блики солнца на нежной траве.
Так появился в 1919 году шедевр, который написал Константин Сомов, – «Радуга». Этот год страшен для страны, а пейзаж безмятежен, наполнен покоем и лучезарным светом. После грозы солнце выглянуло из-за туч, все залило своими лучами, и появилась радуга. Ею любуются женщины под зонтиками: с берез при малейшем дуновении ветра еще льются капли дождя. Белизна стволов, ажурная вязь листвы и листьев, яркая свежая зелень молодой травы, промытой дождем, приволье и мелкие кустики очаровывают зрителя.Галантные сцены
Театрализованное полотно, которое написал Константин Сомов, – «Арлекин и дама», вводит нас в полный условностей мирок, где чувства прячутся за маской. Да есть ли они? Не игра ли это все в любовь? Мимолетное увлечение, кокетство, когда надо влюбляться легко и красиво, не затрагивая глубин души, сегодня в одну, а завтра – в другую.
Дама и кавалер прогуливаются в глубине аллеи, но на первый план выходят их двойники – Арлекин и Коломбина, которые – всего лишь картонные куклы. Художник использует гуашь и акварель, то насыщая цветом картину, то виртуозно делая ее прозрачной. Она наполняется волшебством и едкой иронией над жеманными манерами. Изысканна театральная декорация, которая окружает героев: свисающие ветки создают арку, в ночи сверкают фантастические огни фейерверков. Рядом с Арлекином, который открыл лицо, сняв маску, стоит корзина с искусственными цветами. Все произведение в целом очень эффектно благодаря контрастной цветовой гамме, игре огней, изысканности туалетов.Нетрадиционная ориентация
Теперь этим никого не удивишь. Но мы не будем углубляться в пикантные подробности жизни художника. Скажем лишь только, что в его жизни были и увлечения, и сильная страстная любовь к Мефодию Георгиевичу Лукьянову, который потом заболел и медленно умирал от туберкулеза. Он скончался в Париже в 32-м году. Одним из увлечений был Михаил Кузьмин.
Он к моменту знакомства с Сомовым дебютировал со скандальной повестью «Крылья». В отличие от К. Сомова, Кузьмин был неразборчив в связях. Он хотел, чтобы художник написал его портрет. Портрет был написан в 1909 году. Это – очередная застывшая и несколько надменная маска. Лицо неестественно белое. Оно создает контраст с ярким алым галстуком. М. Волошин увидел в его глазах печаль веков, а А. Блок – анахронизм.После революции
В 1918 году вышло полное издание с эротическими рисунками, которые сделал Константин Сомов, – «Книга маркизы». Иллюстрации к ней очень напоминают Обри Бердслея, только в цвете. Впервые эта книга увидела свет в 1907 году на немецком языке. Расширенная и дополненная, она вышла во Франции в 18-м году, а наиболее полное последнее издание появилось в России. В ней фрагменты из литературных произведений разных авторов «галантного века» были снабжены иллюстрациями, которые сделал русский живописец. Она мгновенно разошлась и сделалась редким раритетным изданием. Поскольку мы не в Индии, где лингамы встречаются на каждом шагу, то приведем одну из наиболее скромных иллюстраций.
Сомов Константин Андреевич работал, гравируя металл, а затем раскрашивал рисунок акварелью. Тонкий вкус Сомова уберег его от порнографии. Очаровательное бесстыдство, фривольность и напряженная чувственность – это все присутствует в книге. Простое перечисление некоторых названий дает понятие о характере рисунков: «Поцелуй», «Настойчивый влюбленный», «Альков». Художник не является прямым иллюстратором текста. Своими рисунками он опередил книгу «Любовник леди Чаттерлей», которая со скандалом вышла в 28-м году.Автопортрет
Художник часто рисовал себя в разные годы жизни. Но на любом он – денди. Одежда его изысканна, колорит сдержан. В молодые и в поздние годы художник внимательно, холодно и отстраненно всматривается в себя.
Интересно его произведение 1934 года, где главную часть на переднем плане занимает натюрморт. Перед нами – туалетный столик. В низкой хрустальной вазе стоит увядающая роза. Так сразу появляется ассоциация с закатом жизни. Ему 65 лет. Рядом лежат элегантные галстуки-бабочки, щетка для одежды, стоит несколько хрустальных флаконов с дорогими одеколонами, которые частично использованы. В глубине стоит зеркало, на которое не падает свет. Именно в нем зритель видит часть лица с посеребренными сединой волосами. Взгляд строгий и намеренно затемнен. Все детали отобраны с предельной тщательностью.Эмиграция
В 23-м году К. Сомов выехал в США на выставку. Америка не понравилась мастеру, но и в Россию он возвращаться не захотел. В 25-м году он переехал в Париж, где по-прежнему продолжал работать. Он любил и знал этот город. Тягостной ностальгии, по-видимому, не испытывал. Его, как и всех, беспокоила надвигающаяся война, а кроме того, прогрессировала болезнь ног. Но творческая жизнь была оживлена открытием секретов старых мастеров. Живописец успешно работал над натюрмортами. Он внезапно умер в 39-м году накануне войны. Константин Сомов, биография которого в целом сложилась из творческих поисков, был надолго забыт. Его заново открыли в конце XX столетия.
Интересные факты
- Две картины К. Сомова побили на аукционах все рекорды стоимости. В 2006 году «Русская пастораль» (1922 год) ушла за два млн четыреста тыс. €, а через год «Радуга» была куплена за три млн семьсот тыс. €.
- Е. Мартынова («Дама в голубом») умоляла К. Сомова никому не продавать ее портрет. Она не хотела, чтобы любой и каждый мог проникнуть в ее душу. Е. Мартынова просила даже просто сжечь его. Все-таки портрет был продан в ГТГ.