"Русский витязь" (самолёт): история, описание, технические характеристики

Инженер И.И. Сикорский разработал самолет «Русский витязь», который стал первой машиной во всем мире, имеющей несколько моторов. Создавался он в первую очередь для дальней разведки.

Появление идеи

«Русский витязь» - самолет, разработка которого началась в сентябре 1912 года конструктором Игорем Сикорским для участия в конкурсе.

русский витязь самолет

В это время в Петербурге проходил конкурс самолетов отечественного производства, собранных русскими конструкторами. В середине сентября 1912 года И.И. Сикорский получил приглашение встретиться от М.В. Шидловского, который являлся председателем Русско-Балтийского вагонного завода. Предложения подобного рода делались очень редко. Это давало конструктору повод думать, что данная встреча изменит его жизнь. Так и произошло. Во время встречи Сикорский поделился своими планами о постройке многомоторного самолета. Шидловский предложил начать работу над проектом.

Сомнения окружающих

Идея создания многомоторного самолета для многих специалистов того времени казалась лишь мечтой. Большинство из них утверждало, что подобная модель не будет летать. Повсюду слышны были высказывания, что проект обречен на провал. Несмотря на это, Сикорский продолжал свои работы. И уже в мае 1913 года в небе над аэродромом появился «Русский витязь». Самолет, которым управлял сам инженер, пролетел несколько кругов и плавно приземлился.

и и сикорский

Петербургские печатные издания многократно описывали данный факт. Несмотря на это, специалисты других стран отказывались верить в возможность создания подобного рода самолетов. Эту новость предпочитали считать выдумкой журналистов.

Первые разработки

«Русский витязь» (фото которого представлено в статье) представлял собой многостоечный билан с четырьмя моторами. Разрабатывался он на протяжении 1912-1913 годов. Изначально его называли «Гранд». В мае 1913 года название было изменено на «Большой Русско-Балтийский» от названия завода, где он разрабатывался. Спустя месяц получил имя «Русский витязь».

императорский военно воздушный флот

Верхнее крыло изготавливалось больших размеров в сравнении с нижним. Они имели форму прямоугольника с шириной два с половиной метра. Причем расстояние между крыльями равнялось длине самих крыльев и составляло также 2,5 метра.

Коробка крыльев имела четыре стойки. Каждое крыло усиливалось двумя лонжеронами. Последние представляли собой коробку высотой 9 см и шириной 5 см из пятимиллиметровой фанеры. Полки выполнены из сосны толщиной до двух сантиметров. В качестве крепежа элементов использовались латунные шурупы и столярный клей.

С целью улучшения устойчивости и управляемости длина самолета «С-21» была увеличена до двадцати метров. Это сделало машину устойчивой во время полета. Даже при движении пассажира по каюте во время полета устойчивость не ухудшалась.

четырехмоторный самолет

Фюзеляж был выполнен в виде прямоугольника из дерева, обшит листами фанеры. Он содержал следующие элементы:

  • две каюты для пассажиров;
  • рубку для капитана;
  • отделение для инструментов и запасных частей.

«Русский витязь» - самолет, который стал первым, имеющим большую закрытую кабину для команды и салон для пассажиров. Кроме того, были и боковые входы, через которые во время полета можно было спуститься к нижним крыльям и добраться к двигателям. Их можно было ремонтировать даже в небе.

В носовой части, непосредственно перед капитанской рубкой, была оставлена площадка в виде балкона для размещения пулемета и прожектора. Сразу за ней шла закрытая стеклом кабина длиной 5,75 м и высотой 1,85 м. В ней размещались два сиденья для экипажа. Далее следовала еще одна перегородка из стекла, отделяющая пассажирскую зону. В ней имелись плетеные кресла и даже небольшой столик.

Устройство первой модели

«Русский витязь» - самолет с двумя двигателями «Аргус» мощностью 100 лошадиных сил, размещенными на нижнем крыле. Устанавливались они попарно. Моторы вращали четыре вала диаметром 2,6 м. Два вала были толкающими, два тянущими. Первые испытания показали, что мощности двести лошадиных сил слишком мало. Ее хватало лишь на полет дальностью до ста метров.

Сложное шасси представляло собой четыре лыжи. Между ними размещались две тележки, к которым в свою очередь было присоединено восемь колес. Соединялись колеса с тележками за счет стальных пружин, а между собой - попарно.

русский витязь фото

Руль состоял из четырех поверхностей, которые образовывали две пары. Управление осуществлялось за счет двух штурвалов и педалей. Проводка выполнена была из троса.

Вес самолета без нагрузки составлял три с половиной тонны.

Доработки самолета

Практически сразу после первых испытаний Сикорский решил доработать четырехмоторный самолет. Было изменено место и способ установки двигателей. В новой версии они размещались в ряд под нижним крылом вдоль передней кромки. Таким образом, задние толкающие двигатели стали тянущими.

Такие изменения улучшили показатели самолета «С-21». Об этом свидетельствовали испытания, проведенные на Корпусном аэродроме.

Новая модель впервые взлетела 23 июля 1913 года. Было доказано, что даже при отключении двух двигателей на одной стороне самолет прекрасно слушался рулевого управления.

с 21

Благодаря этому в августе 1913 года самолет провел в воздухе 114 минут. Это стало мировым рекордом. В это время у него на борту находилось семь пассажиров. Именно в этом время самолет получил имя «Русский витязь».

Технические характеристики

Самолет «Русский витязь» (фото которого имеется в статье) обладал следующими характеристиками:

  • Силовой агрегат из четырех двигателей «Аргус».
  • Мощность каждого двигателя - сто лошадиных сил.
  • Количество пассажиров – до семи человек. Из них три человека – экипаж.
  • Размах крыла – 27 метров.
  • Площадь крыльев 120 м2.
  • Максимальная скорость - девяносто километров в час.
  • Максимальная дальность перелетов – 170 километров.
  • Длина самолета - двадцать метров.
  • Высота - четыре метра.
  • Масса пустого самолета - 3,5 тонны.
  • Максимальная взлетная масса - 4 ,2 тонны.
  • Масса полной нагрузки - 700 килограммов.

Несчастный случай

Самолет Сикорского радовал своего конструктора совсем недолго. Он был разрушен во время необычного несчастного случая. Когда проходил конкурс военных самолетов, над аэродромом пролетал «Меллер №2». Двигатель «Гном», установленный на нем, оторвался и упал прямо на «Русского витязя». Случилось это 11 сентября 1913 года.

Сикорский решил не восстанавливать самолет. В это время он уже разрабатывал новую усовершенствованную модель. Он работал над серией самолетов «Илья Муромец», которые пополнили Императорский военно-воздушный флот.

Русский конструктор И.И. Сикорский сумел создать самолет, который приводился в движение четырьмя моторами, расположенными в ряд. И это самолет "Русский витязь", или, как его еще называли, "Гранд", ставший первым во всем мире в своем роде.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество