Психологическая реабилитация требуется каждому человеку после серьёзной травмы, приступа или потери привычных физических способностей. Нелегко привыкнуть жить в новых условиях без возможности говорить, ходить, видеть или других обычных функций тела. У медиков существуют эффективные методики помощи пострадавшим людям, восстанавливающим социальный уровень взаимодействия с окружающим миром.
Назначение методик
Психологическая реабилитация помогает обществу возвращать к социальной жизни здоровых детей после аварий, травмирования или стрессов. Полноценное здоровье не ограничивается правильным функционированием тела. Моральное состояние влияет на процесс восстановления.
![психологическая реабилитация](http://fb.ru/misc/i/gallery/41986/1580059.jpg)
Психологическая реабилитация помогает обществу исключить будущее агрессивное поведение больного, которое может привести даже к преступлению. У детей последствия могут быть плачевными: потеря тяги к жизни и неспособность самостоятельно вернуться в социальную среду. Часто наблюдаются осложнения после потери функции конечностей, формируется психологический дискомфорт перед окружающими.
Психологическая реабилитация направлена на решение следующих задач:
- Возврат состояния психики к нормальному.
- Поиск путей лечения, облегчающих реабилитацию пострадавших.
- Врачи помогают пострадавшему найти внутреннюю гармонию с самим собой, убрать противоречия и принять свершившееся событие как неизбежное.
- Помощь по взаимодействию пострадавшего с социальными группами.
Цели всех методик направлены на нормализацию психологического здоровья и социального поведения ребенка.
Классификация
Психологическая реабилитация подразделяется на 3 вида помощи в разных областях:
- Медицинской. В основе помощи лежит подготовка пациентов к операциям, восстановление психики после травм, преодоление боли. Сохранение личности после инвалидности.
- Профессиональной. Чаще сохранение и восстановление утраченных навыков проводится у взрослых. Но для детей упражнения совмещают с психологическими методами для восстановления письма, отработанных движений рук, ног после травматизации тела.
- Социальной. Потеря функциональности тела влечет за собой психологический дискомфорт. Чтобы облегчить период восстановления, проводится психологическая реабилитация детей в условиях группы. Важной составляющей помощи является приспособление пострадавшего к выполнению функций тела в инвалидном кресле, изучение способов преодоления бордюров и других препятствий.
![психологическая реабилитация детей](http://fb.ru/misc/i/gallery/41986/1580087.jpg)
Центр психологической реабилитации создает условия, при которых человек помещается в среду положительных эмоций. Такой подход позволяет ненавязчиво осваивать методы взаимодействия с окружающим миром.
Профилактическая работа с пациентами
Социально-психологическая реабилитация детей может использоваться до наступления тяжелых состояний, когда ребенок уже получает негативный «отпечаток» после неудачной операции. Поэтому до её проведения целесообразно проводить подготовку психики к известному результату. Если уже понятно, что он станет инвалидом, то начинают создавать в его сознании образ успешного человека даже при потере частичной функциональности тела.
![социально психологическая реабилитация](http://fb.ru/misc/i/gallery/41986/1580045.jpg)
Инвалидное кресло не должно становиться для ребёнка приговором. Существует много примеров людей с ограниченными возможностями, ставших спортсменами, руководителями или учеными. Ребёнок должен принять свое новое состояние без переживаний.
Цели методов при работе с ребёнком
Социально-психологическая реабилитация направлена на достижение следующих условий:
- Определение состояния психики пациентов, количественная оценка расстройства.
- Госпитализация детей в тяжелых случаях, когда требуется постоянное наблюдение и существует высокий риск осложнений.
- Полный возврат утраченных психологических возможностей.
- Выбор способа корректировки сознания ребенка, повышение его самооценки.
- Подготовка к операции, новым ощущениям после её завершения.
- Помощь в изучении значимых социальных действий при утраченных способностях ребёнка.
- Быстрое вовлечение пациента в ежедневные обязанности, отрабатывание ослабших моторных функций тела.
В результате медики стремятся получить здорового ребенка с окрепшей нервной системой, чтобы будущие непривычные условия не приводили к внутренним переживаниям. Срабатывает принцип «предупрежден - значит вооружен».
Принципы осуществления помощи
Психологическая реабилитация инвалидов строится на основе ряда принципов. Первым является неотложность помощи, смысловое содержание которого заключается в своевременном оказании психологической разгрузки после шока, сильного стресса или переживаний. Пара минут терапии избавляет от будущих спадов в нервной системе пациента на длительное время.
![центр психологической реабилитации](http://fb.ru/misc/i/gallery/41986/1580049.jpg)
Различается педагогическая и медикаментозная психологическая помощь. Реабилитация пациентов может проводиться комплексным методом: одновременная подготовка психологического сознания и избавление от центров физического напряжения с использованием препаратов. При травмах детей, связанных с насилием, принимаются дополнительные меры: оценивается состояние жизни в семье, поведение в обществе, вносятся коррективы путем создания положительных образов. В некоторых случаях ребенка приходится защищать не только психологически, но и юридически.
Вовлечение в общество
Социально-педагогическая реабилитация требуется для развития активной жизненной позиции ребенка. Преодолеть требуется замкнутость сознания от неблагоприятного стечения обстоятельств. Пациенту нужно вернуть представление о самом себе, чтобы направить его силы на положительный настрой. Коллективная терапия не всегда является успешной, но она помогает детям определить свое место в социальной группе.
![психологическая реабилитация инвалидов](http://fb.ru/misc/i/gallery/41986/1580054.jpg)
Групповые занятия среди детей одинакового возраста помогают снять закомплексованность, убрать недоверие к терапевтическим методам. У пострадавшего ребенка часто формируется агрессия к людям, похожим на человека, причинившего вред. Социальная адаптация направлена на то, чтобы у пациента сложилось другое мнение: люди не все одинаковы при внешнем сходстве.
Что делают в клинике?
Реабилитация ребенка начинается с создания благоприятной окружающей атмосферы. Условия не должны совпадать с обстановкой во время происшествия, травмы. Специалисты стараются предоставить варианты для реализации возможностей ребенка: рисование, обучение школьным предметам, игры и другое. Ему предоставляется сыграть некую роль в группе детей.
![психологическая помощь реабилитация](http://fb.ru/misc/i/gallery/41986/1580061.jpg)
Именно самоопределившись со своим положением, ребенок может преодолеть эмоциональные переживания и проявить волю. Эффективной методикой помощи является сказкотерапия, где каждый игрок выбирает себе понравившегося героя. За счет взаимодействия с окружающими в положительном настрое достигаются следующие цели:
- Снижается агрессивность ребенка.
- Преодолевается чувство страха перед окружающим миром.
- Исчезают барьеры, мешающие общаться детям-инвалидам.
- Растет потенциал к творческой работе.
- Реализуются фантазии ребенка, после которых реальная жизнь не кажется мрачной.
Индивидуальные программы
Для каждого ребенка подбирается определенный набор методик согласно его возможностям, интересам и физическим данным. Систематизирование процесса сокращает время на реабилитацию психики. Время нахождения в клинике определяется после учета мнения родителей. Реабилитационный центр может принять малыша в стационар при необходимости.
![социально психологическая реабилитация детей](http://fb.ru/misc/i/gallery/41986/1580081.jpg)
Обучаться должны и близкие люди ребенка-инвалида, чтобы каждый мог помочь ему в случае необходимости. Осваивать придется методы пользования техническими средствами, а также оказания экстренной помощи при ухудшении самочувствия пострадавшего. Медикаментозная помощь нужна для снижения напряжения в нервной системе из-за травмированного участка тела. Облегчение самочувствия могут осуществлять путем использования обезболивающих средств, антидепрессантов.