Клавир - это общее наименование для струнных клавишных инструментов, которое использовалось в XVII-XVIII веках. Является сокращенным вариантом немецкого слова «клавираусцуг».
Музыка
В переводе с французского клавир – это «клавиатура». Данный термин активно использовался в Германии, а также в государствах, которые находились под культурным влиянием этой страны, – Швеции, Дании, Польше, Чехии, Швейцарии, Австрии. Клавир – это общее название органа, фортепиано, клавесина, клавикорда, а также их разновидностей.Видоизменение
Перемены наступили в XVIII веке. С этого момента клавир – это термин, которым называют только фортепиано. Производным от этого значения является и одно из современных слов. Звучит оно как «клавирист». Этим термином называют музыканта-аутентиста, который играет на старинном фортепиано. Слово «клавираусцуг» относится к переложению партитур вокально-оркестровых произведений для фортепиано – ораторий, опер, концертов, симфоний. Интересующий нас термин употребляется не только в музыке, к примеру, так называется муниципалитет провинции Льеж в Бельгии.
Концерт Баха Для клавира - соло
Композитор писал свои произведения для клавесина. Чаще всего такие работы исполняются в наши дни на фортепиано. Известен в первую очередь «Итальянский» концерт для клавира - BWV 971. Он исполняется без оркестра. Приблизительное время написания клавирных концертов – тридцатые годы XVIII в. Бах с 1729 г. был главой Музыкального студенческого общества при Лейпцигском университете. Он участвовал в концертах Collegium musicum как солист и дирижёр. Для этих выступлений были созданы произведения для четырёх, трёх, двух и одного клавесина. Большинство этих трудов являются авторскими переработками ранее написанных работ для других инструментов. Из оригинальных версий, которые были созданы в Кётене примерно в 1720 г., сохранились только немногие. Среди музыкальных критиков есть мнение о том, что изначальные варианты некоторых концертов написаны не Бахом, а кем-то из современников композитора. Однако данное предположение считается маловероятным. Содержание музыки концертов, приёмы развития, характер тематизма и структурная планировка убедительно и ярко свидетельствуют о том, что они принадлежат перу Баха.Ещё одно подтверждение - использование некоторых частей этих работ как отдельных номеров в кантатах. Осуществляя транскрипции своих скрипичных произведений для клавира, композитор, как правило, пользовался почти буквальным перенесением.