Павлодарский тракторный завод: печальная история производственного гиганта

Более 25 лет назад распалась могучая мировая держава - СССР, а многие заводы и фабрики до сих продолжают функционировать на территории постсоветского пространства. К сожалению, «остаться на плаву» было суждено не всем организациям бывшего Союза Социалистических Республик. Незавидная участь постигла и Павлодарский тракторный завод, бывший некогда одним из крупнейших машиностроительных центров.

ПТЗ был основан в 1966 году как предприятие, ориентированное на выпуск специального инструмента и технологической оснастки, а уже через два года оно стало самостоятельным заводом, специализирующимся на выпуске самых массовых дизельных тракторов. Что же с ним произошло?

Начало пути

В середине 60-х годов прошлого века активно осваивались целинные земли казахских степей. Правительство понимало, что достичь серьезных успехов в этом направлении можно, лишь применяя современную (по тем временам) технику. Поэтому на территории города Павлодара был создан завод. Основной задачей, с которой должен был справиться Павлодарский тракторный завод, являлось производство гусеничных машин ДТ-75.

павлодарский тракторный завод

На тот момент выпуск ДТ-75 был исключительной привилегией Волгоградского тракторного завода. Решение создать новую базу было продиктовано необходимостью обеспечить целинные земли большим количеством мощной и дешевой техники. Поэтому начиная с 1967 года в цехах завода выпускали детали трансмиссии к тракторам ДТ-75, а к 1968 году на территории предприятия было развернуто собственное производство. Причем выпускаемые здесь машины именовались как ДТ-75М «Казахстан».

Взлет и падение

Как только Павлодарский тракторный завод полностью освоил выпуск новых сельскохозяйственных машин, производство всех тракторов ДТ-75 полностью «легло на плечи» предприятия. Эта модель без особенных изменений просуществовала вплоть до 80-х годов XX века. Трактор был узнаваем благодаря характерной окраске – синему корпусу и белой крыше. На боку капота можно было прочитать надпись «Казахстан». Но к сожалению, сейчас можно встретить лишь масштабные модели этого трактора.

Своего апогея расцвет предприятия достиг в 1984 году, когда было выпущено более 55 тысяч единиц техники. Впоследствии инженеры завода создали несколько модификаций трактора – ДТ-75МЛ, ДТ-90П (для работ в промышленном секторе) и ДТ-75Т (для сельскохозяйственных нужд). После этого Павлодарский тракторный завод стал сдавать позиции.

ДТ 75 павлодарский тракторный завод

К 1997 году выпуск продукции составил менее чем 2 тысячи единиц техники в год. Главной причиной спада производства стал распад Советского Союза и формирование рыночной экономики. В итоге в 1998 году, не выдержав ужесточившихся условий конкуренции, завод признал свое банкротство.

Дальнейшая судьба

Новое руководство предприятия – АО «Поршень» из Алматы – поначалу хотело возобновить производство тракторов ДТ-75. Павлодарский тракторный завод должен был стать центром развития сельскохозяйственной техники Казахстана, вступить во взаимодействие с Минским автомобильным заводом и наладить выпуск современной сельскохозяйственной техники.

 тракторы павлодарского тракторного завода

Но все грандиозные планы в одночасье рухнули, когда в очередной раз сменилось руководство. Отчасти это произошло и из-за убыточности производственных цехов. В настоящий момент мощности предприятия были переданы частным компаниями. Наиболее успешными из них стали ТОО «Кастинг» (сталелитейная продукция) и ТОО KSP Steel (выпуск трубопрокатных изделий). Вот так тракторы Павлодарского тракторного завода (некоторые до сих пор находятся в эксплуатации) пережили цеха, где сами были созданы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 8
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.