Харьковский театр музкомедии — одно из самых известных культурных учреждений второго по численности населения города Украины.
Основание
В 1929 году правительство Украинской СССР издало постановление о создании в Харькове украинского государственного театра музкомедии.
Основу труппы составили ученики известного режиссера Леся Курбаса Борис Балабан, Богдан Крыжановский и Януарий Бортник. Именно эти актеры заложили традиции оперетты в Харькове.
Первым главным режиссером театра стал Борис Балабан, который создал премьерный спектакль на основе сюжета и музыки «Орфей в аду» Жака Оффенбаха. Новое либретто было написано Остапом Вишней, а композиторы А. Рябов и Ю. Мейтус дополнили его новыми танцевальными номерами и мелодиями. Оформление для спектакля создали художники С. Иоффе, П. Погорелый, А. Щеглов, Н. Петренко и Б. Чернышов.
Праздник по случаю открытия театра и премьера оперетты «Орфей в пекле» состоялись 1 ноября 1929 года.
История театра до ВОВ
В 30-е годы театр музкомедии (Харьков) занимался «осовремениванием» классических пьес, таких как «Запорожец за Дунаем», «Роз-Мари» и др., представлением зрителю традиционного оперетточного репертуара (произведения Кальмана, Легара, Штрауса и пр.), а также созданием совершенно новых спектаклей.
Настоящим ударом для театра стало правительственное постановление о лишении Леся Курбаса звания народного артиста Украинской ССР. Кроме того, с руководящих постов были сняты все его ученики, и началась «борьба с формализмом».
Формирование репертуара
После отстранения Леся Курбаса главным режиссером музкомедии назначили Михаила Аваха, который, кроме всего прочего, должен был бороться с буржуазным национализмом.
Вопреки ожиданиям власть предержащих, он начал свою деятельность на посту руководителя театра с постановок «неовенской классики». Авахом были созданы спектакли «Сильва», «Марица», «Веселая вдова» и «Баядера». Он привлекал к работе своих более опытных коллег Д. Джусто и В. Рапопорта.
Плодотворным было и сотрудничество Аваха с главным дирижером музкомедии композитором Алексеем Рябовым. В 1935 году они приступили к работе над спектаклем по мотивам «Сорочинской ярмарки», в котором в качестве персонажа вывели на сцену самого Гоголя. Постановка имела огромный успех и навсегда вошла в историю украинского театрального искусства.
Еще один громкий успех ожидал театр музкомедии (Харьков) в 1937 году, когда зрителям была представлена постановка спектакля «Майская ночь».
Однако настоящим триумфом стала премьера спектакля «Свадьба в Малиновке», который более 70 лет не сходил со сцен музыкальных театров на всем пространстве Советского Союза.
В годы войны
Незадолго до оккупации города театр музкомедии (Харьков) эвакуировали в Среднюю Азию. Благодаря самоотверженности Леся Ивашутича, Исаака Радомысского, Семена Иоффе, Наума Соболя, Саввы Солящанского и других членов труппы, он продолжал давать представления перед беженцами и военными, находящимися на излечении в госпиталях.
В Узбекистане на основе местного фольклора был создан спектакль «Ходжа Насреддин». Театр выступал в Бухаре, Ашхабаде, Термезе, Фергане и во Фрунзе. Однако наиболее плодотворными были гастроли в Самарканде, где на них побывало около 100 тысяч зрителей. Несмотря на это коллектив с нетерпением ждал возвращения в родной город. И оно было триумфальным!
После войны
В 1950-х годах были поставлены спектакли «Дочь фельдмаршала», «Девичий переполох» «Вий», «Майская ночь», «Сорочинський ярмарок», «Сватання на Гончарівці» и др.
На весь Советский Союз прогремела премьера комедии В. Маяковского «Клоп» на музыку Г. Юдина, которой театр музкомедии (Харьков) прославился в 1964 году.
Большой интерес вызвала и постановка мюзикл Раймонда Паулса «Сестра Кэрри», которую в начале 80-х осуществил режиссер Александр Барсегян. Критики отметили новаторство спектакля, в котором впервые в «несерьезном» жанре появились трагические черты.
К числу безусловных достижений театра 8090-х годов можно назвать постановки «Ритм-балет», «Бэмби», «Юнона» и «Авось», «Иисус Христос-суперзвезда», «Монарх, блудница и монах» и др.
Репертуар театра музкомедии (Харьков) в XXI веке
Начало нового тысячелетия было отмечено постановкой культового мюзикла «Моя прекрасная леди» режиссера Аркадия Клейна. Он же вдохнул новую жизнь в комедию «Сорочинських ярмарок» А. Рябова, вернув ее в репертуар коллектива к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя.
Харьковская публика восторженно встретила и представления в формате гала-концертов «Виват, Кальман!» и «Все секреты оперетты», а также детское ревю «В гостях у сказки» Александра Драчева.
Театр музкомедии (Харьков), афиша которого всегда вызывает интерес у любителей оперетты, гордится своими талантливыми солистами-вокалистами Ингой Васильевой, Натальей Коваль, Татьяной Цыганской, Элеонорой Джулик, Алексеем Андренко, Ириной Потоловой и многими другими.
На сегодняшний день зрителям предлагается посмотреть спектакли с их участием:
- «Веселая вдова»;
- «Прекрасная Галатея»;
- «Тайна дом Жуана»;
- «Проделки ханумы»;
- «Авантюристы»;
- «Сватанье на Гончаровке»;
- «Принцесса цирка» и др.
Театр музкомедии (Харьков): адрес
Чтобы увидеть оперетты и мюзиклы, список которых представлен выше, следует купить билеты в кассе заведения. Она находится в здании театра, расположенном по адресу улица Благовещенская (бывш. Карла Маркса), 32. Добраться туда можно, например, на метро, доехав до станции на Привокзальной площади.
Теперь вы знаете, чем известен и где находится театр музкомедии (Харьков). Билеты на его премьерные показы рекомендуется заказывать заранее, так как в таких случаях там всегда бывает аншлаг.