Ежедневно пользуясь общественным транспортом, мало кто задумывается о таких вопросах, как права и обязанности пассажиров. Как результат, оказавшись в конфликтной или чрезвычайной ситуации, человек просто не знает, как себя вести. Таким образом, юридическая грамотность - это объективная необходимость даже в повседневной жизни.
Права пассажиров
Права и обязанности пассажиров должен знать любой человек, который пользуется общественным транспортом. К сожалению, первая категория включает в себя не так много пунктов. Пассажиры имеют следующие права:
- на своевременный, качественный и безопасный проезд к пункту назначения;
- на получение полной и достоверной информации об условиях и маршруте передвижения, а также возмещение причиненного вреда в случае возникновения аварийных ситуаций;
- провозить детей в возрасте до 7 лет на безвозмездной основе;
- бесплатно провозить с собой следующее:
- ручную кладь;
- коляску, санки, пару лыж или велосипед;
- птиц и мелких животных в клетке;
- собаку на коротком поводке и в наморднике;
- кота;
- некрупный садовый инвентарь, острые части которого упакованы;
- решать возникшие споры и претензии в судебном порядке.
Обязанности пассажиров
Получая транспортную услугу, человек зачастую помнит только о своих правах. Между тем обязанности пассажиров намного более обширны. Так, пользователь общественного транспорта должен:
- иметь при себе документы, удостоверяющие право на проезд (билет, проездной, удостоверение, подтверждающее льготную категорию);
- оплатить проезд и закомпостировать купленный разовый талон;
- сохранять билет до конца поездки;
- при провозе крупного багажа оплачивать каждую единицу;
- освободить салон после прибытия на конечную остановку;
- предоставлять проездные документы по требованию водителя, контролера или должностных лиц;
- бережно относиться к оснащению салона транспортного средства;
- соблюдать чистоту и общественный порядок;
- не задерживаться у входных дверей и не заслонять проход багажом и прочими предметами;
- не препятствовать открытию и закрытию дверей, а также входу и выходу пассажиров;
- заботиться о личной безопасности, держась за поручни;
- уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми;
- заранее готовиться к выходу, не задерживая водителя на остановке;
- при нахождении забытых вещей сдать их водителю, кондуктору или диспетчеру (если вы едете до конечной остановки).
Что запрещено пассажиру?
Обязанности пешеходов и пассажиров тесно связаны с целым перечнем запретов. Так, в общественном транспорте нельзя делать следующее:
- отвлекать во время движения водителя посторонними разговорами и приобретением проездных билетов;
- заходить в кабину водителя;
- провозить взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества, а также колющие предметы и оружие без чехла;
- загрязнять салон транспортного средства;
- заходить в транспорт в нетрезвом состоянии;
- громко включать музыку;
- ставить багаж на сиденья;
- без видимой необходимости пользоваться аварийной системой;
- выбрасывать мусор и прочие посторонние предметы из окон транспортного средства.
Особенности действия проездных документов
Права и обязанности пассажира в транспорте неразрывно связаны с оплатой предоставляемой услуги. Действие проездных документов имеет такие особенности:
- абонементы на проезд действуют только в том населенном пункте, в котором они были приобретены;
- проездной билет, абонемент или льготное удостоверение не подразумевают бесплатного провоза багажа;
- льготные билеты действительны только в случае наличия у пассажира документов, подтверждающих эту привилегию.
Контролер и особенности его работы
Права и обязанности пассажира - это, безусловно, очень важные моменты, и людям необходимо владеть подобной информацией. Но участниками таких договорных отношений, как перевозка пассажиров, выступают не только сами граждане, пользующиеся услугами перевозчика, но и экипаж. Далее коснемся некоторых нюансов работы контролера и взаимодействия его с людьми в салоне. Это сотрудник, который контролирует полную и своевременную оплату гражданами предоставленных им транспортных услуг. Он имеет право:
- вне очереди заходить в салон транспортного средства через переднюю дверь;
- проверять соблюдение пассажирами установленных правил;
- изымать недействительные проездные документы.
Контролер обязан:
- иметь при себе служебное удостоверение и жетон с личным номером (желательно, чтобы он был прикреплен к лицевой стороне верхней одежды);
- иметь средства, необходимые для измерения веса и размера багажа;
- уведомлять водителя о начале контроля;
- по требованию пассажира предъявить служебное удостоверение, жетон, а также предоставить контактную информацию транспортного предприятия (наименование, адрес и телефон);
- делать соответствующие отметки о проведенном контроле в отчетной документации.
Многие люди с недоверием относятся к контролерам в спортивных костюмах, джинсах, пальто и прочей гражданской одежде. Многие даже отказываются предъявлять им проездные документы. Тем не менее должностной инструкцией не прописано наличие формы, а потому для идентификации служит жетон и удостоверение. Реагировать на требование контролера, предъявившего подобные документы - это прямые обязанности пассажиров в общественном транспорте.
Как вести себя, если у вас не оказалось билета?
Важнейшим вопросом являются права и обязанности пассажира. ОБЖ учит нас соблюдать технику безопасности, но не учит быть юридически грамотными. Безусловно, оплатить проезд - это ваша прямая обязанность. Но вы должны знать, как себя вести, если по какой-то причине у вас не оказалось билета (не успели купить или прокомпостировать до прихода контролера, в силу жизненных обстоятельств у вас не оказалось с собой наличных средств):
- попросите должностное лицо предоставить удостоверение и жетон и перепишите их данные (или сфотографируйте);
- спокойным и вежливым тоном объясните причину, по которой у вас не оказалось билета (или он не прокомпостирован);
- если контролер будет настаивать на том, что вы обязаны оплатить штраф, но у вас нет с собой достаточной суммы, предложите составить протокол о нарушении для дальнейшей передачи в соответствующие инстанции (при этом проверяющий имеет право высадить вас на следующей остановке);
- если вы оплачиваете штраф на месте, контролер обязан выписать вам квитанцию;
- если вы находились в транспорте не более одной остановки, и этому есть свидетели, такой проезд не считается безбилетным (согласно законодательству и правилам пользования общественным транспортом), а потому контролер должен высадить вас из транспортного средства без применения каких-либо санкций;
- если же он силой будет препятствовать вашему выходу из транспорта, вы имеете полное право обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением.
Помните, что проверяющий не имеет права кричать на вас, унижать, применять физическую силу, задерживать вас в транспорте, а тем более - проверять у вас наличие денег. При этом вы также не можете повышать на контролера голос или распускать руки, ведь, помимо уплаты штрафа, вас также могут привлечь к административной ответственности.
Заключение
Права и обязанности пешеходов и пассажиров тесно переплетаются с таковыми у водителей, контролеров и прочих лиц. Чтобы не дать себя в обиду или случайно не стать правонарушителем, каждый пользователь общественного транспорта должен быть юридически подкован.