Грязь на дорогах присутствует не только осенью и весной, но и зимой и летом. За машинами по трассе тянется длинный непроглядный шлейф, мгновенно затягивающий пленкой грязи лобовое стекло идущего позади автомобиля. Дворники и насос стеклоомывателя справляются со своей работой, можно идти на обгон. Но внезапный отказ посреди маневра приводит к тому, что спустя уже две секунды через лобовое стекло ничего не видно. Тормозить или ехать дальше? Как поступить в этой ситуации?
О важности узла
Насос стеклоомывателя можно приобрести без проблем, для его замены не нужно разбирать мотор или использовать подъемник. Так почему же такой ответственный и легкозаменяемый узел зачастую остается уязвимым? Все дело в его обслуживании, которое не выполняется своевременно. Иногда изделие настолько некачественное, что водитель ничего не может исправить.
Дабы не попасть в патовую ситуацию на дороге, необходимо обратить внимание на качество насоса. Обычно этого никто не делает. Тем не менее специалисты выполняют рабочие эксперименты и выясняют, что стоит покупать, а что - нет. Об этом мы поговорим в самом конце, а сейчас рассмотрим ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание каждому без исключения.
Принцип работы
Система очистки окон работает за счет давления и подачи жидкости по магистралям к форсункам. За это отвечает специальный насос, который обычно изготавливается неразборным и обслуживанию не подлежит. Его стоимость невелика - несколько сотен рублей для отечественных авто и немного дороже для иномарок. В конструкции предусмотрены магистрали - пластиковые трубки, по которым жидкость подходит к форсункам. Последние же могут иметь различную конфигурацию распыла. Сопло форсунки имеет небольшой диаметр, за счет чего достигается экономия омывающей жидкости.
Не сложно догадаться, что данная система включает в себя и дворники. Если насос омывателя лобового стекла отказал, то жидкость не попадет на стекло, и дворники будут просто размазывать грязь, еще больше ухудшая видимость водителя. Этого допускать нельзя.
Как проверить насос стеклоомывателя
Многие водители предпочитают просто менять старый насос на новый, даже не углубляясь в суть проблемы. Именно поэтому новая деталь не дает нужного результата, ведь старая была рабочей, а дело оказалось в чем-то другом. Чтобы этого не случилось, нужно выполнить проверку насоса омывателя лобового стекла. Сделать это крайне просто. Для начала проверяем предохранитель, ответственный за подачу жидкости. Находится он в монтажном блоке, последний имеет различное расположение в зависимости от марки автомобиля. Далее нужно обратить внимание на реле. Если его вытащить и замкнуть контакты, и все заработает, значит, дело именно в нем. Далее смотрим на магистрали и форсунки. Они не должны быть забитыми. Больное место многих насосов - контакты. Со временем они окисляются.
Находим и проверяем насос
Располагается данный узел в нижней части бачка для омывающей жидкости. Последний, в свою очередь, почти всегда устанавливается слева от мотора, если смотреть с улицы на двигатель. Чтобы проверить контакты, понадобится мультиметр и, возможно, ВД-40 или любой другой растворитель ржавчины.
Если контакты сильно закисли, то сначала отсоединяем их и зачищаем фишки. После этого с помощью мультиметра проверяем напряжение на проводах. Если оно есть, а насос не качает, то дело именно в нем. Вероятно, он сгорел или забился. В последнем случае ситуация поправима. Но так как устройство выполнено неразборным, придется нарушить целостность его конструкции.
Как выполняется ремонт насоса стеклоомывателя
Первым делом его нужно снять с бачка. Для этого отсоединяется штекер с проводами, и аккуратно вытаскивается моторчик. Сидит он там плотно и фиксируется специальными "губками" бачка, поэтому нужно быть осторожным, дабы ничего не сломать. Дальше разбираем сам насос. На автомобилях "Пежо" он разборный, поэтому тут проще, на многих других марках - цельный. Во втором случае придется распиливать насос, и только тогда получится добраться до его щеток и обмотки.
Сделать это можно полотном по металлу. Обратите внимание, что при разборке щетки могут вылететь. Кстати, если последние изношены, то их нужно просто заменить на новые, и вполне возможно, что это поможет решить проблему. Обратите внимание на состояние деталей - грязь и коррозия недопустимы. Нужно все тщательно вычистить и проверить. Больным местом обычно является встроенное в насос реле. Отгнивают контакты между корпусом и платой. Их можно попытаться перепаять, но это крайне сложно и ненадежно. Лучше пойти в ближайший автомагазин и купить такую релешку. Тем более что стоит она порядка 100 рублей.
Сборка и проверка
После того как новое реле установлено, и обмотка с якорем очищены от грязи, можно приступить к сборке. Тут нужно делать все аккуратно. Ротор желательно отрегулировать сразу, чтобы паз лопатки попал в крыльчатку. Если корпус был разборным, то желательно использовать новые прокладки. Герметик идеально подойдет как для литого, так и для разборного моторчика. Нужно тщательно замазать все трещинки и дырки, чтобы внутрь не попадала жидкость.
Дальше подсоединяем насос и проверяем его работоспособность. Он должен немного жужжать, что говорит о его функционировании. Если и это не помогло, то, возможно, сгорел якорь. В этом случае проще купить новую запчасть. В первую очередь всегда проверяйте предохранитель насоса стеклоомывателя и только потом переходите к более радикальным мерам.
Подведем итоги
Мы рассмотрели, что собой представляет насос стеклоомывателя. ВАЗ, например, проще отремонтировать, чем какую-то иномарку. На этом автомобиле насос стеклоомывателя легко разобрать. Начинать нужно с проверки электрической цепи, предохранителей и реле. Помните и о том, что работа насоса стеклоомывателя с забитыми форсунками может привести к выходу последнего из строя. Нередко автомобилисты заливают обычную воду в бачок. В зимнее время она замерзает вместе с насосом. Его включение в таком состоянии может вывести из строя якорь и обмотку. Помните об этом и используйте в зимнее время "незамерзайку".
Как вы видите, сложного в проверке насоса нет ничего. Это касается и замены устройства. Желательно регулярно обслуживать систему. Поверьте, за несколько лет работы любой насос нахватается грязи из бачка. Из-за этого он может забиться и, естественно, не будет выполнять свою основную задачу. Чтобы не случилось внезапного отказа во время езды, желательно не ремонтировать, а менять насос. Хотя иногда китайские изделия из магазина в несколько раз хуже оригинала, "отбегавшего" лет 10. Теперь вы знаете, как выполняется ремонт насоса и как его проверить. Сделать это просто, не нужен какой-либо специальный инструмент или навыки. С такой задачей справится даже новичок.