Закон спроса и предложения является основой рыночной экономики. Без его понимания невозможно объяснить, как она функционирует. Поэтому именно с изучения концепций спроса и предложения и начинается любой курс экономической теории. Поскольку тип хозяйствования в большинстве современных стран мира являются рыночным, то любому человеку будет полезно знание этого основополагающего закона. Он позволяет понять, что сокращение предложения товара ведет к увеличению спроса на его субституты и падение на комплементарные блага. Но существуют и исключения. Этой теме и будет посвящена сегодняшняя статья.
Кратко
Как правило, чем меньше цена, тем больше потребители готовы купить. Так простыми словами можно сформулировать закон спроса. Чем больше цена, тем больше производители готовы выпустить товара. Это закон предложения. Таким образом, можно заключить, что при прочих равных условиях, чем цена товара ниже, тем большее его количество готовы купить потребители и меньше выпустить производители. Закон спроса и предложения впервые был сформулирован Альфредом Маршаллом в 1890 году.
Закон спроса и предложения
Точка, в которой пересекаются две кривые, указывает на равновесный объем товара и его рыночную цену. В ней спрос равен предложению. Это состояние благополучного равновесия. Однако если бы так было всегда, то экономика бы не развивалась, ведь кризисы по своей природе прогрессивны, хотя и приносят с собой значительные социально-экономические потрясения.
Но вернемся к спросу. Он представляет собой объем товара, который потребитель готов приобрести при данном уровне цен. Величина спроса отражает не просто желание, но готовность купить определенное количество продукта. Кроме цены, на нее влияет также уровень доходов населения, размер рынка, мода, наличие субститутов, инфляционные ожидания. Исключением из правила об увеличении спроса при снижении рыночной стоимости являются товары Гиффена, на которых мы остановимся ниже.
Что касается предложения, то оно характеризует не только желание, но и готовность производителя предлагать свой продукт для реализации на рынке при данном уровне цен. Это обусловлено неизменностью издержек на единицу товара при условии увеличения прибыли. Кроме цены, на предложение влияет наличие субститутов, комплементов, уровень технологий, налогов, дотаций, инфляционных и социально-экономических ожиданий, размеры рынка.
Понятие эластичности
Данный показатель характеризует колебания совокупного спроса или предложения, вызванные изменением уровня цен. Если уменьшение последних вызывает большее процентное изменение объема продаж, то спрос считается эластичным. То есть в данном случае можно сказать, что это степень чувствительности потребителей к ценовой политике фирм-производителей.
Однако нужно понимать, что эластичность может быть связана и с уровнем доходов покупателей. Если последние и величина спроса изменяются на одинаковый процент, то рассматриваемый коэффициент равен единицей. В экономической литературе часто говорят об абсолютно и совершенно неэластичном спросе.
Например, рассмотрим потребление хлеба и соли. Спрос на данные товары является совершенно неэластичным. Это означает, что увеличение или уменьшение цены на них не оказывает никакого влияние на величину спроса на них. Знание степени эластичности имеет важное практическое значение для производителей. Нет никакого особого смысла в повышении цены на хлеб и соль. А вот резкое уменьшение цены на товар с высокой эластичностью спроса приведет к получению большей прибыли.
Именно так выгодно действовать на рынке с высокой конкуренцией, потому что покупатели моментально переметнутся к продавцу, продукция которого дешевле. Для товаров с низкой эластичностью спроса рассмотренная ценовая политика является неприемлемой, поскольку слабо изменившийся объем продаж не компенсирует упущенную выгоду.
Коэффициент эластичности предложения вычисляется как частное от деления изменения количества произведенного товара на увеличение или уменьшение цены (оба показателя должны быть выражены в процентах). Он зависит от особенностей процесса выпуска, его длительности и способности товаров к длительному хранению. Если увеличение предложения превосходит рост цен, то его называют эластичным.
Однако нужно понимать, что не всегда у производителя есть возможность быстро перестроиться. Нельзя увеличить количество выпущенных автомобилей за неделю, хотя цена на них вполне может резко вырасти. В этом случае можно говорить о неэластичном предложении. Также рассматриваемый коэффициент будет низким для товаров, которые не могут храниться длительное время.
Графическое изображение
Кривая спроса показывает соотношение между уровнем цен на рынке и объемами товара, которые потребители готовы купить. Эта часть графика отображает обратно пропорциональную зависимость между данными величинами. Кривая предложения показывает соотношение между уровнем цен на рынке и объемами товара, которые производители готовы продать. Эта часть графика отображает прямо пропорциональную зависимость между данными величинами.
Координаты пересечение данных двух прямых отражают равновесный объем товара и цену, которая установится на рынке. Иногда данный график называют «ножницами Маршалла» из-за его внешнего вида. Сдвиг кривой предложения вправо-вниз означает, что у производителя сократились издержки на единицу товара. Поэтому он согласен на меньшие цены.
Сокращение издержек зачастую обусловлено внедрением новых технологий или улучшением организации производства. Сдвиг кривой предложения влево-вверх, напротив, характеризует ухудшение экономической ситуации. При каждом старом уровне цен производитель будет готов выпустить меньшее количество товара. Сокращение предложения товара ведет к увеличению спроса на блага-субституты и уменьшению на комплементарные продукты. Но всегда ли все так просто?
Независимые блага
К данной группе относятся товары, перекрестная эластичность спроса которых равна нулю. Это те блага, которые никак не дополняют и не заменяют одно другое. Примером таких благ является автомобиль и хлеб.
Комплементы
К данной группе товаров относятся товары, которые дополняют один другой или потребляются одновременно.
Примером комплементарных благ является автомобиль и бензин. Это взаимодополняемые товары. Перекрестная эластичность их спроса меньше нуля. Это означает, что сокращение предложения товара ведет к уменьшению купленных объемов другого. Спрос на комплементарные блага всегда изменяется в одном направлении. Если растет цена на один из таких продуктов, то потребители начинает меньше покупать и другой.
В случае комплементарных благ нельзя сказать, что сокращение предложения товара ведет к увеличению спроса на второй. Зачем нам бензин, если мы не можем позволить себе купить автомобиль. Поскольку это взаимодополняемые товары, то рост цены на один из них приводит к сокращению спроса на другой. И как это влияет на экономику в целом? Цену подняли продавцы одного товара, а снижение выручки наблюдается и у производителей его комлементов.
Субституты
Данная группа включает товары, которые заменяют друг друга. Примером субститутов являются, например, различные бренды чая. Аналогичные товары обладают похожими характеристиками и удовлетворяют определенную потребность покупателей. Их перекрестная эластичность больше нуля. Это означает, что сокращение предложения товара ведет к увеличению спроса на его субституты.
При снижении цены на один из видов чая приведет к тому, что многие потребители откажутся от привычного им бренда и перейдут на него, если он отвечает всем параметрам качества.
Таким образом, аналогичные товары конкурируют между собой, заставляя производителей стремится к уменьшению издержек на их выпуск. Однако здесь есть и исключения, связанные с демонстративным поведением, на которых мы остановимся далее.
Товары первой необходимости и предметы роскоши
В отдельную группу выделяют так называемые неполноценные или инфериорные блага. Их особенностью является то, что спрос на них уменьшается при росте дохода населения. Чем богаче люди, тем меньше они стремятся их покупать. Особым случаем является так называемый эффект Гиффена.
Однако неполноценные блага – это не товары первой необходимости. Последние представляют собой продукты, спрос на которые не зависит от уровня дохода. Их доля в растратах уменьшается, но само абсолютное потребление остается прежним. Их эластичность по доходу меньше единицы. Отдельно нужно рассмотреть предметы роскоши. Их потребление увеличивается большими темпами, чем растет доход.
Продукты Гиффена
Данная концепция связана, как и следующая, с понятием эластичности по цене. К данной категории товаров относят, например, для России хлеб и картофель, а для Китая – рис и макароны. Эффект Гиффена объясняет, почему увеличение цены может приводить к росту спроса.
Действительно, увеличение стоимости картофеля приводит к ажиотажу на рынке. Хотя, казалось бы, рациональнее было бы отказаться от него в пользу, например, макарон или круп. Однако на практике так не происходит.
Эффект Веблена
Данная концепция объясняет еще одно возможное отклонение практики от теории. В данном случае цена товара снижается, что приводит не к увеличению, а к уменьшению спроса. Эффект Веблена связан с демонстративным потреблением.
Поэтому повышение цены на данные товары приводит к увеличению их потребления. Зачастую так происходит с предметами роскоши, в частности произведениями искусства. Это еще одно исключение из закона спроса и предложения. Их покупка обусловлена их статусностью, поэтому для покупателей является более предпочтительной высокая цена.