Московский мост в Киеве

Московский мост (Киев) – один из четырёх автомобильных мостов столицы Украины, соединяющий два берега Днепра в северной части города. Построен по уникальному проекту архитектора А. В. Добровольского и инженеров Г. Б. Фукса, Е. А. Левинского, Б. М. Гребня, Б. С. Романенко.

Московский мост Киев фото

Описание

Московский мост (Киев), фото которого завораживает своеобразной лёгкостью и элегантностью, является первым в Советском Союзе вантовым мостом. Это целый комплекс длиной более 9 км, состоящий из подходов к пролётам через Днепр и Десенку, дороги на Трухановом острове, съездов на базу отдыха «Днепровские волны», автостоянки.

Киев (история): Московский мост

Оправившись после разрушительной войны, в 50-60-е годы Киев стремительно разрастался. Настала необходимость возведения новых мостов через Днепр. Река в городской черте широкая, с многочисленными рукавами, отмелями, заводями, притоками. Это осложняло проектирование массивной конструкции.

В 1966 году принят генплан развития столицы Украины, предполагающий строительство как минимум семи крупных мостов. Спустя полвека в Киеве функционируют всего 4 подобных сооружения. Одно из них – Московский мост.

Киев история Московский мост

Первый в СССР

Проектные работы начаты были в конце 60-х годов. Перед конструкторами стояла нетривиальная задача возвести пролёты таким образом, чтобы поддерживающие их стойки не мешали судоходству по Днепру. Архитектор Анатолий Добровольский и ведущий инженер, ныне профессор Георгий Фукс, остановились на вантовой конструкции. Она предполагает поддержку пролётов с помощью тросов, что позволяет отказаться от опор в русле реки.

В Советском Союзе подобного опыта строительства не было. Конструкторам пришлось с нуля разрабатывать проект – от внешнего вида, до технологического процесса изготовления и монтажа каждого элемента.

Работы начались в 1971 году и велись круглосуточно, в любую погоду, без перерывов в течение пяти лет. Сегодня сооружение, украсившее Киев, – история. Московский мост, фото которого впечатляет размерами, был сдан 3.12.1976 года. В 1981 авторский коллектив за разработку проекта был удостоен премии Совета Министров СССР.

Московский мост

Характеристики

Московский мост связывает правобережные Подольский и Оболонский районы с левобережным Днепровским (жилыми микрорайонами Воскресенка, Радужный, Троещина). Комплекс состоит из:

  • вантового моста через Днепр (ширина 31,4 м, длина 816 м);
  • моста через речку Десенку (длина 732 м);
  • путепровода, проложенного через проспект Героев Сталинграда (длина 55 м);
  • подъездных путей.

Конструкция

Московский мост (Киев) – сооружение уникальное. Судоходная часть Днепра благодаря однопилоновой вантовой системе свободна от опор, что позволяет беспрепятственно курсировать судам. Один высокий пилон размещён у левого берега. Правобережная часть представляет собой эстакаду с пролетами по 63 метра. Трёхсотметровая стальная балка жёсткости (самая большая в бывшем СССР) в вантовом прогоне поддерживается вантами, сплетёнными из стальных канатов (по 20-40 в каждом ванте). Общая длина канатов – 54,6 км.

Ванты опираются на А-образный пилон высотой 119 метров. Расстояние от проезжей части до свода пилона – 53 метра. В двух ногах-опорах пилона находится по одной монтажной шахте с железными лестницами в 8 пролётов каждая. Они сходятся над сводом тоннеля. Внутри расположено рабочее помещение площадью около 10 м².

Сверху Московский мост украшен скульптурным стилизованным изображением старого герба Киева (скульпторы Б. С. Довгань и Ф. И. Юрьев). С каждой стороны от герба находится по одному балкону.

Московский мост Киев

Нереализованные идеи

Московский мост является высокоэффективным транспортным инженерным сооружением. Однако конструкторы рассматривали несколько проектов, чтобы сделать его не просто функциональным, а с некой изюминкой. В частности, обсуждался вопрос сооружения наверху пилона панорамного ресторана. Подобный объект возведён на вантовом мосту в Праге и весьма популярен у туристов. Впрочем, бывший в то время руководитель УССР Владимир Щербицкий не одобрил идею, мотивируя решение борьбой с пьянством.

Ещё одним проектом было сооружение на вершине пилона эффектной скульптуры – ладьи, в которой находятся князья-основатели Киева. Скульптор Василий Бородай изготовил эскиз, который понравился Брежневу и Щербицкому. Было дано распоряжение установить композицию, однако техническое воплощение идеи оказалось трудноразрешимым. На высшей точке пилона, соответствующей высоте 35-этажного дома, дуют сильные ветра. Конструкция оказалась ненадёжной. Кроме того, на такой высоте скульптурная композиция плохо различима. В итоге ладью установили в парке около Днепра. Она стала символом украинской столицы. А сам пилон украсили медной пластиной с изображением герба Киева.

Автомобильное движение

Киев история Московский мост фото

Перед сдачей Московский мост протестировали на прочность. На полосы движения выехали 150 грузовых автомобилей, гружённых песком. Таким образом была многократно превышена нагрузка, создаваемая транспортом в часы интенсивного движения. Испытания, проводившиеся двое суток, доказали надёжность вантовой конструкции. 5.11.1983 года состоялось открытие троллейбусной линии через мост. Маршрут №29 соединил жилой массив Воскресенка со станцией метро «Петровка».

К началу 2000-х поток автотранспорта значительно возрос. Существовало 3 транспортные полосы с каждой стороны, разграниченные двухметровой разделительной зоной. В 2005 году градостроители решили убрать разделительную зону, заменив её дополнительной реверсивной полосой. Идея оказалась неудачной – аварийность значительно возросла.

С целью минимизации количества ДТП реверсивная полоса в 2007 году была заменена отбойником. Освободившееся пространство и небольшое уменьшение ширины полос позволили увеличить количество транспортных потоков до четырёх в каждом направлении.

Магия имени

Почему мост назвали Московским, не знают даже создатели сооружения. Изначально предполагалось назвать его Северным в соответствии с местом расположения на плане города. Позже его решили назвать в духе времени – имени Дружбы народов. Однако незадолго до приёмки пришло распоряжение дать мосту название Московский.

После обретения независимости не единожды обсуждалась возможность переименования в Северный, Троещинский, либо мост им. Степана Бандеры. В 2015 году Киевская городская государственная администрация провела общественные слушания по поводу переименования объекта в мост им. Георгия Фукса, одного из его конструкторов. Профильная комиссия отклонила инициативу.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.