Обработка земельного участка, даже небольшого по площади, является довольно сложным и утомительным занятием. Вскапывание, рыхление или прополка требуют серьезных физических усилий и немало времени, поэтому многие огородники обзаводятся дополнительной техникой, в частности, мотоблоками. Любой такой агрегат выполняют широкий спектр работ и является незаменимым помощником в хозяйстве. Однако его функционал и проходимость можно еще больше расширить, а поможет в этом гусеничная приставка к мотоблоку.
Модернизация двухколесного мотоблока
Сегодня в продаже имеется огромное разнообразие моделей колесных мотоблоков, а вот гусеничные варианты встречаются значительно реже, да и цена их выше, так как они отличаются и конструкцией, и мощностью, и возможностями. Безусловно, универсальная гусеничная приставка к мотоблоку позволит сделать колесное устройство более функциональным, однако такое удовольствие, опять-таки, далеко не дешевое.
Если такая опция вам не по карману, но с руками вы дружите, оснащение для своего железного «помощника» можно сделать и самостоятельно. Гусеничная приставка к мотоблоку надевается на четыре колеса, поэтому, если у вас двухколесная модель устройства, необходимо трансформировать ее в четырехколесную. Дополнительную пару колес можно закрепить стационарно или сделать съемной, чтобы при необходимости можно было быстро вернуть агрегату исходную конструкцию для огородных работ.
Вторую пару колес можно закрепить к уже имеющейся оси посредством жесткой или гибкой передачи. Это наиболее целесообразное решение, позволяющее обойтись без приваривания дополнительных колес.
Особенности гусеничного хода для мотоблока
Гусеничная приставка к мотоблоку своими руками может быть изготовлена из самых разных материалов, но при этом следует выбрать такой вариант, чтобы он оптимально соответствовал самой модели мотоблока. Прежде всего следует учесть мощность двигателя конкретного технического устройства. Чаще всего такие агрегаты оснащаются маломощными моторами, следовательно, гусеничная приставка к мотоблоку должна быть легкой. Не следует использовать гусеницы, как у колхозного бульдозера, так как они будут попросту «не по зубам» слабому двигателю. Для маломощных моделей можно сделать гусеничный ход из автомобильных покрышек. Идеальный вариант – резина для внедорожников. Агрессивный протектор обеспечит надежное сцепление с любым покрытием, в том числе и на заснеженной или обледенелой поверхности.
Подходящий чертеж гусеничной приставки для мотоблока без проблем можно найти на специализированных сайтах и форумах. Там же располагаются и рекомендации по изготовлению таких опций. Мы же рассмотрим наиболее распространенные варианты гусеничных приставок, которые легко можно сделать, что называется, из подручных материалов.
Втулко-роликовая цепь и транспортерная лента
Гусеничная приставка к мотоблоку своими руками выполняется из этих материалов довольно просто. При этом в применении специальных инструментов и станков необходимости нет. Соединить транспортерную ленту в кольцо можно путем сшивания или с помощью шарнира. Сшивание – не особо надежный способ, поэтому лучше использовать шарнир.
Владельцам мотоблоков с высокомощными моторами рекомендуется использовать ленту с толщиной, изменяемой в пределах 7-15 мм. Применяются такие виды транспортерной ленты обычно в сельскохозяйственной технике. При этом установка подобной ленты должна производиться очень аккуратно из-за ее внушительного веса.
Чтобы самодельная гусеничная приставка к мотоблоку прослужила дольше, края ее необходимо прошить леской с расстоянием в 2 см.
Автомобильные шины
Этот материал идеально подходит для создания гусеничного хода у легких мотоблоков. Главным преимуществом данной технологии является отсутствие необходимости изготовления дополнительных грунтозацепов. Выполняется эта приставка путем обрезки боковых поверхностей шин. Подготовка рабочей дорожки – задача довольно сложная, особенно если используется резина с глубоким «внедорожным» протектором. Даже самым острым ножом эту операцию провести очень тяжело, поэтому лучше воспользоваться электрическим лобзиком. Чтобы резина при резке не горела из-за высокого трения полотна, его следует периодически смачивать мыльным раствором или водой. Если гусеницы из шин окажутся слишком твердыми, с изнаночной стороны ленты можно снять лишние слои.
Замкнутый контур гусениц обеспечивает им высокую надежность, а это основное качество, которым должна обладать гусеничная приставка к мотоблоку. Отзывы владельцев об эксплуатации таких самодельных изделий только положительные. Единственной проблемой является ограниченная ширина шин, но проблема эта решается путем одновременного использования двух или даже трех протекторных полос на каждой паре колес.
Ремни
Гусеничную приставку можно также сделать из ремней. Этот способ отличается удобством и простотой. Ремни необходимо использовать с клиновидным профилем. Соединение обеспечивается грунтозацепами, фиксация которых выполняется с помощью винтов или заклепок.
Цепи
Более надежный вариант гусениц получается из старых цепей (они должны быть одинаковыми). На одну ленту требуется две цепи. После придания изделию необходимого размера, звенья цепи необходимо соединить и сварить. Готовую конструкцию скрепляют грунтозацепами, выполненными из толстых стальных пластин.