Абреком называли ушедшего в горы человека, живущего вне власти и закона, ведущего скрытный образ жизни и периодически совершающего грабительские налеты. У северокавказских народностей абрек – это изгнанник из рода, которому за совершенное преступление приходилось вести скитальческую и наполовину разбойничью жизнь. А что о таких персонажах говорит история? По предположениям, слово «абрек» произошло от осетинского названия «абыраег» или «абрег», которое переводится как «скиталец». Позже обозначение «абрек» стало постепенно восприниматься как «бандит» и «разбойник».
Литературные иллюзии
Русское общество довольно продолжительное время смотрело на горцев сквозь некую поэтическую призму. Ведь зачастую именно произведения русских поэтов и писателей способствовали созданию чарующих образов «детей гор», таких как Казбич, Исмаил-бек и Хаджи-Мурат. По прошествии лет поэтический флер все больше и больше безвозвратно уходил в небытие. На смену ему пришло время суровой реальной прозы. Как бы красиво и романтично ни выглядели конные мужчины в горах, в душах некоторых людей они поселили страх и нежелание сталкиваться с ними.
Описания без романтики
Русским властям на Кавказе пришлось столкнуться с абрекским движением. А ведь еще в начале XIX века Броневской в своей классической книге «Кавказцы» очень живописно и достоверно описал разбойничьи промыслы горцев. Он рассказал, как чеченцы, рискуя собственной жизнью, переправлялись через реку Терек и по 2-3 дня ждали у дороги появления одинокого купца или офицера. А дождавшись, они нападали на него, привязывали к бревну и таким образом переправляли через мощный горный поток в свои владения. После этого выходили на связь с властями либо близкими родственниками похищенного и требовали выкуп. Довольно часто за своего пленника им удавалось выручить хорошие деньги. Вот так и сменило в реальности слово «абрек» значение свое с восторженного на категорически противоположное.
Причинно-следственные истоки
Историки стараются подразделять всех абреков на две группы. Состав первой характеризуется так: абрек – это тот, кто выступал некогда против колониальной политики царизма и ее проводников. Ко второй группе относят обычных бандитов, занимающихся разбойными наездами и грабежами в целях личного обогащения. Но тем не менее одинаковые методы и первых, и вторых ставят их в один ряд с уголовными преступниками. «Политическими преступниками» русские и казачьи власти Северокавказского округа абреков никогда не считали.
Частично на разбойничий промысел горцев толкали экономические причины, потому как в горах сколько труда ни вкладывай, всё равно хорошего урожая не вырастить. Также не выручало и занятие скотоводством. А на равнине они были изгоями. Это и приводило к тому, что мужчины в горах решались на вылазки, на разбои и грабежи. Среди скал они сооружали каменные башни, в которых прятали чужой ворованный скот. В то время даже родилось некое дикое правило: если успеть загнать украденных коров или овец в свою башню и закрыть ворота, то эти животные становится твоими.
От беззакония к беспределу
С конца XIX века многочисленные случаи абречества стали распространяться по территории Терской области, что переросло в проблемы довольно серьезных масштабов. Например, за 1910 год совершено было 3 650 вооруженных грабительских нападений. Повальное пленение зажиточных обывателей, уничтожение чиновников администрации, нападения на поезда, почтовые кареты, на казначейства и банки, на магазины и лавки с товарами, систематические угоны скота и лошадей – уже только перечисленное закрепило в людях уверенность, что абрек – это зло и беспредел, от которого практически нет защиты. Но не все были такими, и чуть ниже приведем для сравнения двух человек, двух изгоев общества, а вы сделайте свои выводы.
Абрек Осман Мутуев (Грозненский округ)
Осман принадлежал видному чеченскому роду, некогда прославившемуся в войне под предводительством Шамиля. Карьера воина и лавры мятежника не интересовали парня. Он учился в Грозном и мечтал стать хорошим переводчиком, чтобы попасть на государственную службу. Потеря родителей заставила молодого человека забыть об учебе и возвратиться в родной аул, где односельчане уже приняли его не как своего, а как «пришлого». Осман с трудом сводил концы с концами, но совершить что-либо противоправное никогда не было в его мыслях.
А когда администрация округа в связи с растущим беспределом и участившимися случаями грабежей потребовала сдать «порочных членов» для высылки в Сибирь, то нечестные односельчане отдали на расправу Османа и всех тех, за кого некому было заступиться. Из Сибири парень сбежал, и, не скрываясь, пришёл к властям с просьбой разобраться в ошибке. В то время начальником области служил генерал Толстов. Он честно подошёл к вопросу, рассмотрел дело и официально признал Османа невиновным. Но жить спокойно ему опять не дали всё те же односельчане, которые вновь написали на него ложный донос. И снова Сибирь, побег. Но, вернувшись на родину, теперь уже Мутуев скрылся в горах.
Чеченский «Дубровский»
Итак, какую же мысль передает выражение "абрек"? Значение слова часто сопоставляют с благородством, как в случае с Османом Мутуевым. Пострадавший от людского предательства, Осман не очерствел душой и не озлобился. Умный и честный человек – на таких и держится этот мир – стал защитником для всех несправедливо обиженных. За это его всегда радушно принимали и даже называли своим князем. И лишь семейство, некогда оболгавшее Османа, все так же продолжало натравливать на него власти, обвиняя и приписывая ему все, что творили другие абреки. Осман погиб в очередной зачистке, организованной властями по очередному несправедливому доносу.
Абрек Иски
На горные хребты Кавказа можно смотреть бесконечно, здесь можно делать самые загадочные и красивые фото. Абрек, появляющийся на этом красивом фоне, в один момент заставлял забыть про всякую лирику. Иски – это полная противоположность Осману. Сбежавший из тюрьмы ценой убийства нескольких человек, он подался в абреки. Иски был невысокий и худой, а злобным выражением лица и всей своей фигурой он напоминал обезьяну.
Отличительная черта его преступлений – звериная, беспощадная и бессмысленная тяга к убийству, иногда он даже не грабил своих жертв. Такой абрек – это был зверь в человеческом обличье. Иски наводил ужас и на русское, и на горское население. Его ненавидели все, независимо от национальности. Человек-зверь платил всем ещё более жестокой монетой.
Заключение
Слово, которым называли скитальцев, не признающих законов общества или просто желающих жить вне его, приобрело со временем негативный окрас. Абреков боялись. Но как и везде, одни рождаются и остаются людьми, другие превращаются в зверей. Может, дело не в обстаятельствах, а в силе и благородстве духа?