Классицизм заложил фундамент русской литературы. Кто же эти люди, чьи имена навсегда вписаны в историю?
Возникновение и сущность классицизма
Классицизм - это литературное направление, зародившееся в XVII веке во Франции. Оно возникло в эпоху абсолютизма, когда господствовала идеология власти, а человек считался лишь рабом государства.
Для классицизма характерно:
- Культ разума и рационализма;
- Борьба разума и долга с чувствами и эмоциями;
- Строгая организация сюжета и композиции;
- Четкое деление героев на положительных и отрицательных;
- Идеализация героев и идей;
- Обращение к общественной и гражданской проблематике.
Философской базой классицизма стала концепция Рене Декарта « Я мыслю, следовательно, существую ». Этим утверждалось главенство разума и осмысленности.
Классицизм преследовал цели воспитания в людях чувства долга, ответственности и гражданственности.
Приход классицизма в Россию
В России классицизм появился лишь в XVIII веке - спустя 100 лет после зарождения в Европе. Это произошло благодаря реформам Петра I, который «прорубил окно в Европу» и привнес огромный вклад в развитие культуры.
До петровских преобразований единственной доступной литературой в России были церковные книги. Классицизм же предполагал появление светской литературы на злободневные темы.
Сначала в России появляются переводы зарубежных классицистов. А вскоре зарождается собственная классицистская школа, основоположниками которой стали А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков и В.К. Тредиаковский.
Благодаря этим авторам в русской литературе активно развиваются такие жанры, как сатира и ода.
Наибольший расцвет классицизм пережил в эпоху М.В. Ломоносова. Он внес огромный вклад в развитие родного языка и литературы.
Основные представители русского классицизма
М.В. Ломоносов по праву считается великим русским ученым и поэтом. Он был мастером жанра оды, прославляющей Российское государство и деяния монархов. Ломоносов разработал теорию «трех штилей», заложил основы русского литературного языка.
Не меньший вклад внес Г.Р. Державин - выдающийся поэт, прославивший Екатерину II. Его оды писались в традициях ломоносовского стиля. При этом в зрелом творчестве Державин обратился к философской лирике, что предвосхитило приход романтизма.
Другим крупнейшим представителем стал Д.И. Фонвизин - автор сатирических комедий «Недоросль» и «Бригадир». В этих произведениях Фонвизин высмеивает невежество и деспотизм дворянства.
Наконец, нельзя не упомянуть А.Н. Радищева - философа и писателя, автора «Путешествия из Петербурга в Москву». Эта книга с резкой критикой самодержавия и крепостничества принесла ему известность и гонения.
Принципы и правила классицизма
Классицизм четко разделял все жанры литературы на высокие и низкие. К высоким относились трагедия, эпопея, ода, к низким - комедия, басня, сатира.
Драматургия классицизма также подчинялась строгим правилам:
- Единство действия (одна сюжетная линия);
- Единство места (действие в одном помещении);
- Единство времени (не более суток).
В своих произведениях представители классицизма ориентировались на эстетические образцы античного искусства. Отсюда берет начало их обращение к античным сюжетам и героям.
Влияние классицизма на развитие русской литературы
Роль классицизма в становлении отечественной литературы трудно переоценить. Благодаря представителям этого направления сформировалась светская литература, появились новые жанры, утвердился литературный язык.
В частности, именно классицисты:
- Закрепили правила русского литературного языка;
- Разработали национальную систему стихосложения;
- Создали жанры сатиры и комедии в русской литературе;
- Утвердили жанр оды для восхваления монархов и государства.
Классицизм также пробудил интерес к отечественной истории, к изучению фольклора и этнографии разных народов России.
Кризис классицизма в Европе и России
Несмотря на грандиозное влияние, со временем классицизм как литературное направление пришел в упадок. Этому способствовал ряд причин.
Во-первых, нарастала критика догм и правил классицизма со стороны писателей. Их все меньше устраивали строгие рамки сюжета, композиции и языка.
Во-вторых, в философии утверждались новые течения, такие как сенсуализм и субъективный идеализм. Они вступали в противоречие с принципами рационализма и объективизма, лежавшими в основе классицизма.
Что взяла у классиков последующая литература
Хотя классицизм уступил место новым направлениям, его традиции не пропали бесследно. Они были восприняты последующей литературой.
В частности, реализм XIX века унаследовал от классицистов тягу к сатире, высмеиванию общественных пороков. Также сохранился интерес к историческому прошлому России, который пробудили в свое время представители классицизма.
Нарастание кризиса классицизма
Со временем критика догм классицизма только нарастала. Писателей все больше тяготили жесткие рамки сюжета и стиля. Они требовали правдивого изображения жизни, а не идеализации.
Философы также подвергали сомнению устои рационализма, провозглашая ценность чувственного познания и субъективного взгляда на мир. Эти идеи шли вразрез с мировоззрением классицицизма.
Зарождение романтизма
Параллельно с упадком классицизма в конце XVIII века зарождается новое направление - романтизм. Его эстетика прямо противоположна классицистической.
Романтики провозглашали ценность чувств и страстей. Их интересовала внутренняя жизнь человека, а не внешний долг перед обществом. Они выступали за освобождение литературы от правил и канонов.
Таким образом, романтизм стал своего рода "антиподом" по отношению к угасающему классицизму.
Классицистические мотивы у поздних реалистов
Хотя в XIX веке доминирующим направлением становится реализм, отголоски классицизма еще слышны в произведениях некоторых авторов.
В частности, у поздних реалистов встречаются мотивы гражданского служения, прославления величия России. Это созвучно классицистским идеям долга и воспевания государства.
Элементы классицизма в советской литературе
Определенное влияние оказал классицизм и на советскую литературу первой половины XX века. В ней также встречаются мотивы служения на благо родины, прославления ее величия и достижений.
Кроме того, советская литература тяготела к утопизму, идеализации действительности. Это перекликается с идеалистическими установками классицистов.
Влияние эстетики классицизма на символизм
Некоторое воздействие оказала эстетика классицизма и на течение символизма, получившее развитие на рубеже XIX-XX веков. Хотя символисты и отталкивались от реализма, в их творчестве ощущается тяга к гармонии, ясности и упорядоченности художественной формы.
В частности, для многих символистов были характерны строгость ритмики и рифмовки, тщательный отбор слов. Это перекликается с принципами языковой организации, выдвинутыми классицистами.
Реакция модернистов на "законы" классицизма
Если символисты лишь частично отошли от классицистической эстетики, то представители модернизма первой половины XX века решительно от нее отказались.
Такие авангардистские течения, как футуризм, дадаизм, сюрреализм, провозгласили полный разрыв с канонами прошлого. Их эстетике был чужд дух упорядоченности и гармонии, царивший в классицистических произведениях.
"Неоклассицизм" послевоенной поры
Определенное возвращение к традициям классицизма можно усмотреть в советской литературе послевоенного двадцатилетия. В это время набирает популярность так называемая "булгаковская проза" с ее вниманием к форме и стилю.
Принцип историзма, интерес к прошлому, строгое следование жанровым канонам - все это отчасти перекликается с эстетикой классицизма XVIII столетия.
Языковые нормы классицистов и "чистота" современной речи
Наконец, современные нормы литературного языка во многом уходят корнями в теорию "трех штилей" М.В. Ломоносова. Классицисты первыми заложили правила грамотной русской речи.
Поэтому и сегодня их наследие остается эталоном для всех, кто заботится о чистоте и выразительности родного языка.