Соловецкая школа юнг военно-морского флота СССР: история, выпускники, память

Подростки в просоленных тельняшках, с походкой враскачку и повадкой бывалых мужчин… Юнга – своеобразный символ вечности и нерушимости флотских традиций. Если есть мальчик, готовый не уйти с пылающей палубы, значит – флоту быть!

Речь в статье пойдет о Соловецкой школе юнг, истории этого заведения, его создании, выпускниках и памяти.

Воспитанники Петровы

Юнги в России появились почти одновременно с флотом – в 1707 году Петр Великий создал первую в стране школу, где готовили молодежь в матросы. Эта школа действовала в Кронштадте, но недолго. Затем существовала подобная же школа при Штурманском училище, а в 1912 году была сделана попытка восстановить Кронштадское заведение.

Причина учреждения таких школ (кстати, долгое время название писали с нарушением норм русской грамматики – «школа юнгов», поскольку сам термин «юнга» голландского происхождения) – необходимость давать будущим морякам профессиональную подготовку. Матросу требовалось знать и уметь гораздо больше, чем солдату, и готовить хороших матросов из рекрутов или призывников было непросто – затрачивалось много времени.

Советская власть тоже понимала это, и в 1940 году создала свою школу юнг на острове Валаам. Да только получить хорошую подготовку ее ученики не успели – война не стала их ждать. Какая роль Соловецкой школы юнг? Об этом мы поговорим далее.

соловецкая школа юнг

Товарищам на смену

Валаамские юнги погибли почти все (из 200 человек в живых осталось не более десятка), сражаясь за так называемый «Невский пятачок». Они проявили себя патриотами и героями, но главного своего назначения не выполнили – не смогли стать кадровым резервом для флота. А проблема стремительно нарастала – в первые военные годы опытные моряки гибли массово, а заменить их призывниками из отдаленных районов, где никогда не видели моря, было невозможно. Не годились и малообразованные кандидаты – они были не способны справиться с достаточно сложной корабельной техникой.

На корабли отправляли отслуживших ранее резервистов, но те тоже успели многое подзабыть, да и техника не стояла на месте. Призывники, многим из которых уже было хорошо за тридцать, не могли считаться полноценными матросами-профессионалами. Назрела необходимость создания нового училища для подготовки матросов, что могли бы нести службу в условиях войны и справляться с корабельной техникой.

Адмиральский указ о создании школы

Соответствующее решение принял народный комиссар ВМФ СССР адмирал Н. Г. Кузнецов. Именно в его честь назван ныне очень известный российский авианосец, выполнявший недавно поход к сирийским берегам. 25 мая 1942 года адмирал подписал указ о создании школы юнг на Соловецких островах.

Заведение должно было готовить матросов важнейших для военного времени специальностей: радистов, сигнальщиков, рулевых, электриков, механиков, мотористов, а также флотских боцманов.

Соловки были удобны по нескольким причинам – и близко от зоны ведения боевых действий, и сравнительно безопасно, и техническая база кое-какая имелась, и бывшие монастырские помещения было легко приспособить под классы и казармы. Учебный год планировалось начать 1 сентября – таким образом, оставалось время на проведение вступительной кампании и составление программ занятий. Набирать следовало исключительно добровольцев через посредство комсомольской организации. Впрочем, адмирал Н. Г. Кузнецов специально указал в своем приказе, что курсантами могут становиться и не комсомольцы.

соловецкая школа юнг история

Нарушители Женевской конвенции

Надо сказать, многие кандидаты в юнги восприняли это адмиральское уточнение своеобразно. Хотя официально в школу набирали подростков 15-16 лет, но почти сразу разными правдами и неправдами там появились курсанты, откровенно не достигшие комсомольского возраста. В условиях войны было много случаев утери или порчи документов, и проверить данные не всегда представлялось возможным. Самому молодому соловецкому юнге на момент поступления на учебу было всего… 11 лет!

Да, набор в юнги 15-летних мальчишек (а через год они должны были отправляться служить!) явно противоречил нормам гуманитарной Женевской конвенции, запрещавшей использование на регулярной военной службе лиц, не достигших 18 лет. Но зато эти действия полностью соответствовали нормам морали и патриотическим настроениям советской молодежи военного времени.

Советские мальчишки твердо знали: фашиста надо бить до полного его истребления! А вот о существовании Женевской конвенции большинство из них понятия не имело и не желало иметь. Те дети СССР, что меняли в новеньких паспортах год рождения 1925 на 1923, чтобы быстрее попасть на фронт или в 11 лет клялись, что им уже 15, отличались главным качеством хорошо воспитанного ребенка – желанием как можно скорее стать взрослыми. И взросление они понимали правильно – как ответственность, труд и долг.

н г кузнецов

Жестокий конкурс

И такой молодежи в СССР оказалось очень много! Сами бывшие юнги рассказывали, что, к примеру, в Москве при разнарядке 500 мест на первый набор за несколько дней было подано 3500 заявлений.

Однако выбирали строго. Это ошибка – считать, что в суворовские училища или школу юнг во время войны отправляли исключительно беспризорников. Так тоже поступали, но только с теми детьми-бродягами, что точно не запятнали себя преступлениями. Чаще же кандидатами становились юные рабочие, бывшие маленькие партизаны и сыновья полков, а также дети погибших военнослужащих.

Они должны были иметь образование не менее 6 классов (некоторые хитрецы сумели обойти эту норму) и хорошее здоровье (здесь было сложнее – медкомиссии «заворачивали» многих). Учили их от 9 до 11 месяцев, очень интенсивно, причем в программу входили не только дисциплины специальности, но и русский язык, математика, естественные науки. Устроили даже школу танцев в лучших традициях русского флота (с намеком на то, что из юнг еще вырастут капитаны – умение танцевать считалось обязательным для «правильного» флотского офицера). Подготовленные юноши становились действительно ценным кадровым резервом.

Непризнанные ветераны школы юнг

Соловецкая школа юнг военно-морского флота произвела 5 выпусков (3 во время войны, и 2 уже после ее завершения – эти выпускники в основном отправлялись на тральщики, очищать моря от мин). Позже школа была переведена в Кронштадт, и соловецкие юнги закончились – появились кронштадские.

Школа соловецких юнг в годы войны выпустила 4111 человек, служивших затем на всех флотах (распределяли строго, в связи с необходимостью). Почти 1000 юнг не вернулись домой, отдав жизнь защите Родины. Больше всего среди них было радистов, но немало и мотористов, и артиллерийских электриков. Были рулевые, сигнальщики и представители других морских специальностей.

Часто на кораблях выпускники Соловецкой школы юнг оказывались едва ли не самыми образованными и подготовленными членами команды (напряженность с кадрами сохранялась до конца войны). В этих случаях складывалась парадоксальная ситуация – 16-17-летние мальчишки оказывались в роли наставников и руководителей 40-летних дядей. Конечно, те не забывали напоминать юнгам о субординации, но все же учились добросовестно. Впрочем, старшие призывники еще хорошо помнили кампанию по ликвидации безграмотности взрослых, когда учителями дедушек и бабушек тоже выступали 10-летние пионеры. Так что советские матросы хорошо понимали: молодой – не значит мало знающий.

Награждали их не очень охотно, но награждали. Соловецкий выпускник В. Моисеенко в 1945 году получил звание Героя Советского Союза. Саша Ковалев (он был даже еще не Александр – Саша!) имел ордена красной Звезды и Отечественной войны; многих награждали медалями. А вот с послевоенным признанием дело не складывалось. До 1985 года соловецкие юнги не считались даже участниками Великой Отечественной войны! Имело место умышленное сокрытие факта принятия ими военной присяги (возможно, виновата все та же Женевская конвенция, от которой надо было прятать пятнадцатилетних капитанов). И лишь настойчивость маршала Ахромеева позволила исправить несправедливость.

Но память сохранялась без оглядки на бюрократическую волокиту. Уже с 1972 года (30-летие школы) стали появляться первые памятники мальчикам с Соловков, и стал традиционным съезд бывших юнг.

школа юнг на соловецких островах

Разностороннее братство

Примечательно, что среди юнг, переживших войну, оказалось очень много разносторонне одаренных людей, многого достигших в самых различных специальностях.

В. Коробов, Ю. Пандорин и Н. Усенко всю жизнь связали с флотом, дослужившись соответственно до адмирала, контр-адмирала и капитана 2 ранга. Эти три моряка уже после войны при разных обстоятельствах получили звания Героев Советского Союза. Еще четверо бывших выпускников удостоились звезд Героев Социалистического Труда.

И. К. Перетрухин выбрал военную службу в другой области – стал офицером контрразведки. Прекрасно проявили себя и те юнги, что решили сменить форму с бескозыркой на цивильный костюм. Б. Т. Штоколов заслужил звание Народного артиста СССР – это был знаменитый оперный певец, исполнитель басовых партий. В. В. Леонов снялся в нескольких десятках фильмов; кроме того, он был бардом, самодеятельным исполнителем собственных песен. Г. Н. Матюшин боролся за сохранение истории родной страны так же решительно, как защищал ее от врага – ученый-археолог получил звание академика. В. Г. Гузанов писал сценарии для кино и книги; он также очень много сделал для налаживания культурных российско-японских связей, был признанным специалистом японоведом. Некоторые его книги написаны на японском языке.

Но самую широкую известность приобрел один из особо злостных нарушителей Женевской конвенции. Валентин Савич Пикуль при поступлении в Соловецкую школу приписал себе год. Ему довелось нести боевую службу, но судьба была благосклонна – юный моряк остался в живых. А позже В. С. Пикуль прославился как едва ли не самый знаменитый советский и российский писатель, специализирующийся на исторических романах. Советские читатели (вообще-то избалованные хорошей литературой) стояли за его книгами в очереди и перепечатывали их для себя на пишущих машинках. При этом едва ли не половина романов Пикуля так или иначе, но связаны с морской тематикой.

книга о соловецкой школе юнг

Книга о Соловецкой школе юнг "Мальчики с бантиками"

Не забыл писатель и свою бурную юность на Соловках. Своим товарищам по школе юнг и их непростой судьбе он посвятил роман «Мальчики с бантиками». Описал жизнь Соловецкой школы и судьбы ее выпускников в своих произведениях и В. Г. Гузанов.

Если эти произведения бывших юнг по сути являются автобиографической литературой, то существует и популярная, призванная донести до молодежи нынешнего дня память про подвиг ровесников. В качестве примера можно привести сборник «Море зовет смелых». Примечательно, что издан он в Ярославле – где Ярославль, и где Соловки!

История Соловецкой школы юнг нашла отображение и в советском кино – на ее основе был снят фильм «Юнга Северного флота».

роль соловецкой школы юнг

Память в камне о знаменитой школе

Этот надежный материал тоже достойно хранит подвиг юных героев в тельняшках. Самый первый памятник появился на Соловках в честь 30-летия школы. Его соорудили сами бывшие юнги, собственными силами и за свои средства.

Позже, после официального признания соловецких юнг ветеранами Великой Отечественной, к увековечиванию их памяти были привлечены и власть, и широкие круги общественности. В Москве в 1995 году появилась площадь Соловецких юнг. В 1993 памятник юным морякам поставили на набережной Северной Двины, а в 2005-м – на названной в их честь площади (в обоих случаях автором выступал скульптор Ф. Согаян).

Но самый интересный памятник стоит во дворе одной из московских школ (ныне – гимназия «Вертикаль»). Он появился в 1988 году, причем автором проекта стал тоже соловецкий выпускник – художник Е. Н. Горячев. Московская школа прославилась и тем, что создала первый в стране музей соловецких юнг – с помощью самих ветеранов и учительского и ученического энтузиазма. Нужно отметить, что немалую роль в его организации сыграл и комсомол – коммунистический молодежный союз занимался не только пропагандой, но и (в большей степени) моральным и патриотическим воспитанием. Музей появился в 1983 году, и до 2012 года им руководил капитан 1 ранга (в отставке) Н. В. Осокин – бывший соловецкий юнга.

«Никогда я не думал, товарищи, что о юнгах откроют музей», - написал по этому случаю бард В. В. Леонов. Его стихи стали девизом этого уникального заведения.

выпускники соловецкой школы юнг

С юбилеем, товарищи!

В 2017 году исполнилось 75 лет Соловецкой школе юнг. Торжества по этому поводу прошли в Москве, Архангельске и, разумеется, на Соловках. В последние годы судьба бывших курсантов (13 из них ныне проживают на архангелогородщине) и сама школа Соловецких юнг Архангельск и его руководство очень заинтересовали. В торжественной обстановке прошла традиционная юбилейная встреча немногих оставшихся выпускников. Руководство области заговорило о необходимости создания на Соловках музея и мемориала.

Действительно – Соловецким островам, где жила школа юнг, должно быть совестно, что в этом плане они уступили первенство Москве. Тем более что руководство действующего ныне Соловецкого монастыря относится к инициативе создания музея юнг с пониманием и поддержкой. Ради такого благого дела монахи согласны немного «подвинуться» и оказать любую помощь в научной и организационной работе.

А еще может возродиться и сама школа. Президенту России направлено предложение перевести на Соловки некоторые структуры морского кадетского корпуса, чтобы вновь на российских судах служили геройские соловецкие юнги. Кто его знает. Возможно, история знаменитой Соловецкой школы юнг еще не завершилась...

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 11
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Мой отец - ЗУЕВ Юрий Павлович, родился 13 мая 1927 года в деревне Терв Остров в Карелии. В 1943 пошел добровольцем в школу юнг на Соловецких островах. В 1944 году после окончания Школы Юнгов был направлен служить артиллерийским электриком 12-ти дюймовых орудий противоминного калибра в Кронштадт на линкор "Октябрьская Революция". Затем закончил высшее военно-морское училище в Ленинграде. После войны стал офицером ВМФ СССР. Служил на ТОФе на ракетной дизельной подводной лодке 629 проекта. Награждё
Копировать ссылку
0
Счастливая старость-среди родных.Здоровья Вашему батюшке и Вам всех благ.
Копировать ссылку
0
Привет Сергей Зуев, меня зовут Виктор Зуев, у меня есть брат Сергей Зуев, мой отец Зуев Евгений Николаевич, родом из Архангельской области, он с братом убежал на войну, а вместо фронта попал в Архангельск, был ли он на Соловках не знаю, но окончил морскую школу, был моряком, штурманом, умер в 1968 г. Может где то есть список всех Юнг Соловов? Не знаете? может отец ваш знает. А может мы дальние родственники? Нет ли ваших корней в Архангельской области?
Копировать ссылку
0
Здоровья вашему отцу!
Копировать ссылку
0
Сергей Юрьевич, здравствуйте! Я имел честь слушать лекции Вашего легендарного отца в ВАВТе в 2003-2004 годах, неоднократно ездил с ним на учёбу в одном автобусе номер 119, бережно храню и перечитываю его подарок - книгу Дао Мотивации и рукописные карточки с рекомендациями (см. приложенное фото). Невероятно рад, что нашёл этот сайт с вашим комментарием. Я бы очень хотел пообщаться с Юрием Павловичем лично, но его контактного телефона у меня нет. Пожалуйста, напишите мне на мой адрес konst86@gmail
Картинка
Копировать ссылку
0
В самарской школе 174 есть музей Соловецких юнг.Их подвиг не забыт!
Копировать ссылку
1
Здравствуйте! Мой свёкор Иванов Константин Михайлович, 15 05.1927 года, уроженец Смоленской области, поступил в школу Соловецких Юнг в 1944 году. Окончил школу уже после Победы. Служил на Северном флоте, с начала в Кронштадте, затем в Северодвинске. Дослужился до капитана второго ранга. В отставку вышел в 1957 году во время Хрущевского сокращения армии и флота. Умер в 1981 году. До признания его ветераном войны не дожил.
Копировать ссылку
1
Н а Камчатке работал Долинский Владимир Вениаминович, был юнгой северного флота. Служил на интернациональном торпедном катере, красная звезда, затем в морской пехоте освобожная Ленинград.
Копировать ссылку
0
В одной из московских школ есть музей, посвящённый соловецким юнгам. Ежегодно юнги-ветераны приезжают в эту школу, общаются с ребятами, делятся своим опытом. А сам музей за год посещает боле 2000 экскурсантов- это ученики из разных школ и их родители. О юнгах помнят и чтят их героический подвиг!
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.