Глубинное интервью

Глубинное интервью – это не что иное, как неформальная беседа, которая проводится по определенному плану. Основывается это интервью на использовании различного рода методик, способных побудить респондента к обстоятельным, а также к глубоким рассуждениям по кругу вопросов, интересующих исследователя.

Глубинные интервью предполагают получения от респондентов не заполнение формальной анкеты, а непосредственные ответы не вопросы. Как правило, такие интервью проводят опытные психологи. Их главная задача – понять то, как респондент на самом деле относится к обсуждаемому вопросу.

Проводится глубинное интервью в специальном помещении при личной встрече. При этом посторонние отсутствуют, телефоны отключены, внешних раздражителей нет. В принципе, все эти условия могут быть изменены. Иногда глубинное интервью проводится по телефону, однако специалисты утверждают, что беседа по телефону является мало эффективной. В чем причина? В первую очередь в том, что по телефону практически невозможно склонить человека к абсолютно откровенному разговору.

Также отметим, что такое собеседование в большинстве случаев проводится только с одним человеком – группы таким образом опрашиваются редко.

Время, которое длится глубинное интервью, бывает различным. Оно может длиться и тридцать минут, и три часа. Все зависит от индивидуальных особенностей респондента, а также от поставленных задач маркетингового исследования.

Глубинное собеседование в некоторых случаях записывается на диктофон или видеокамеру. Запись в дальнейшем может быть обработана так, чтобы исследовать ее было удобней (удалены паузы и все лишнее). Обработанная запись называется транскриптом. На его основе пишется аналитический отчет по итогам проведенного маркетингового исследования. Стоит отметить, что видеозапись используется только тогда, когда существует необходимость изучения невербальной реакции респондентов.

Методы глубинного собеседования различны. Используют их для достижения следующих задач:

- изучение того, как потребители на самом деле относятся к тому или иному товару, производителю, торговой марке и так далее;

- составление портрета потенциальных покупателей и потребителей;

- тестирование и проверка эффективности различного рода рекламных материалов;

- поиск свободных ниш, а также разработка новых продуктов;

- оценка популярности уже существующих продуктов.

Такие же задачи входят и в список задач изучения фокус-групп. Однако глубинное интервью будет эффективнее фокус-группы при следующих обстоятельствах:

- тема обсуждения является сложной, а раскрыть ее могут только люди, обладающие специфическими, уникальными профессиональными знаниями и навыками;

- глубинное собеседование очень эффективно тогда. Когда есть необходимость проведения опроса конкурентов (конкуренты не выскажут своего истинного отношения к той или иной проблеме в ходе обычного собеседования);

- такое собеседование очень удобно тогда, когда затрагиваются какие-либо личные темы, интимные переживания и все прочее, что люди не привыкли обсуждать с посторонними;

- удобно оно и тогда, когда респонденты географически удалены друг от друга или малочисленны. В качестве примера можно привести опрос чиновников различных регионов;

- эффективно оно и тогда, когда опросить нужно занятых или влиятельных людей. Суть в том, что специалист-психолог, проводящий глубинное собеседование, сможет обыграть все так, что даже долгая беседа покажется легкой, интересной и совсем ненавязчивой.

Отметим, что сегодня такие интервью применяются достаточно часто. Профессионалы, знающие то, как проводить их правильно, очень востребованы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.