Джим Кларк - гонщик "Формулы-1". Биография, спортивные достижения

Он – легенда гонок. А также повелитель скорости и драйва. Он – самый молодой чемпион "Формулы-1", к тому же неоднократный победитель. Да и просто смелый человек. Он – Джеймс (Джим) Кларк!

спортивные машины

Детство

Родился будущий чемпион мира по автомобильным гонкам в марте 1936 года, в небольшом селении Килмани (Шотландия). Родители Джеймса – зажиточные фермеры, которые проводили много времени в трудах и заботах. С раннего детства Джим был настроен на то, чтобы стать помощником и наследником отца. Среди шестерых детей Кларков он один был мальчиком, которому предстояло на правах сына продолжить родительский труд и заботиться о фермерском хозяйстве.

Но ребенка не прельщала возможность жить оседло и степенно, занимаясь земледелием и животноводством.

Его, воспитанного на шотландских просторах, с младенчества вдыхающего свежий воздух свободы, всегда интересовали спортивные машины и скоростная езда.

Знакомство со спортом

В возрасте тринадцати лет Джимми поступает в престижную школу Эдинбурга – столицы Шотландского королевства. Там он влюбляется в спорт – регулярно занимается крикетом и хоккеем. Игра в команде помогает ему выработать самодисциплину и дух сотрудничества, силу и бесстрашие.

Здесь же Джим Кларк знакомится с автогонками. Он с увлечением собирает заметки из периодических изданий о самых лучших гонщиках и самых быстрых автомашинах.

Первые шаги к спортивной цели

В школе Джимми задержался ненадолго. Родители решили, что парню необходимо привыкать к фермерской жизни, и забрали его домой. С тех пор юный Кларк стал серьезно работать с отцом, познавая все тонкости сельскохозяйственного ремесла.

Однако удовольствие, полученное при занятиях спортом, и драйв от быстрой езды не так-то легко забыть. Джим работает на ферме, но тайком мечтает покорить гоночный олимп. К слову, работу на ферме и участие в гонках Кларк умудрялся совмещать до конца своих дней!

самый молодой чемпион формулы 1

К своей цели парень идет не спеша. Сначала украдкой гоняет на семейном автомобиле, затем получает водительское удостоверение. Везде, даже находясь в поле на тракторе, юный Джеймс мечтает о скоростной езде и удачных победах.

За вырученные средства Джимми покупает свой первый "Тальбот", на котором принимает участие в незначительных ралли и других скоростных соревнованиях.

Все это время родители парня были против его увлечения скоростью и пытались повлиять на сына, раскрывая перед ним все преимущества фермерской жизни. Однако уговоры и обольщения мало действовали на молодого человека. Он видел перед собой цель и настойчиво шел к ней.

Первые победы

Победы следуют одна за другой, и влюбленный в гонки Джимми присоединяется к немецкой автогоночной команде Porsche. Через год он в составе другой немецкой команды занимает почетное десятое место в гонке “24 часа Ле-Мана”. Данное состязание, регулярно проводимое с 1923 года недалеко от французского города Ле-Мана, проверяет участвующие команды не столько на скорость, сколько на выносливость и экономичность.

Участникам соревнования необходимо искать золотую середину между быстротой и надежностью автомобиля, которому надобно двадцать четыре часа продержаться на трассе без технических поломок и повреждений, а также необходимо рационально использовать потребляемые материалы: топливо, тормозные колодки и шины.

Многое в этом состязании зависит и от выносливости и сноровки пилота гоночной машины, так как ему приходится проводить за рулем в среднем четыре часа подряд, ожидая смены напарника на очередном пит-стопе.

Опыт, полученный Джимом в гонке “24 часа Ле-Мана”, оказал огромное влияние на всю дальнейшую карьеру начинающего автоспортсмена.

Судьбоносное знакомство

После участия в суточном соревновании Ле-Мана, спортивные машины становятся главной частью жизни молодого гонщика.

На него обращает внимание успешный британский автоконструктор Колин Чепмен, основавший собственную компанию по производству гоночных и спортивных машин.

легенда гонок

Автомобиль “Лотус” – это новаторское изобретение Чепмена, переделанное и доработанное из другой известной автомодели специально для гонок "Формулы-1".

В 1958 году Колин основал свою собственную гоночную команду для участия в легендарных гонках - Team Lotus.

Наблюдая за ездой Джимми, Чепмен был очарован техническими приемами и смелостью этого молодого начинающего гонщика и предложил ему место в своей команде.

Для Кларка это была счастливая возможность вырваться из цепи мелких незначительных соревнований и заявить о своем мастерстве на весь мир.

Начиная с 1960 года Джеймс садится на автомобиль “Лотус” и начинает принимать участие в "Формуле-2", а спустя несколько месяцев – и в "Формуле-1".

Джим Кларк: "Формула-1", начало

В этом же году Джимми занимает третье место в восьмом этапе чемпионата мира по автогонкам в классе "Формула-1". Соревнование прошло памятного 14 августа на трассе, проложенной по городским улицам Порту (Боавишта).

гонки инди 500

Этот сезон ознаменовался несколькими трагедиями на автомобильной трассе. Разбивается Крис Бристоу, и его тело остается некоторое время лежать на гоночной полосе. Шокированному Джиму удалось объехать это ужасающее место, но все же его авто обагрилось кровью.

Через несколько кругов произошла еще одна страшная смерть - погиб сотрудник по команде Кларка - Алан Стейси, погиб из-за того, что в него врезалась птица.

Несмотря на кошмар, царящий на трассе, Джимми старался делать все от себя зависящее для победы, и это не прошло даром: в общем зачете Джим Кларк занял десятое место.

Приблизительно в это время гонщик получил золото на молодежных гонках и бронзу на соревновании “24 часа Ле-Мана”. Однако суточное состязание приходится не по душе молодому человеку, и в последующие годы он перестает принимать в нем участие.

Продолжение

В следующем сезоне "Формулы-1" Джим Кларк получает разрешение выступить во всех Гран-при соревнованиях. Чемпионат проходил с четырнадцатого мая по восьмое октября и состоял из восьми этапов. Шотландский пилот два раза приехал на подиум, а в общем зачете занял седьмое место.

На седьмом этапе соревнования, десятого сентября, при выступлении в Гран-при Италии, на бешеной скорости Кларк столкнулся с машиной знаменитого гонщика Вольфганга фон Трипса. Машина многократного чемпиона мира взлетела ввысь и упала на зрителей. Фон Трипс, выпавший из салона, погиб на месте. Его автомобиль убил еще тринадцать человек.

Эта страшная авария произвела неизгладимое впечатление на Джима Кларка. В шоковом состоянии он покинул гонки, но уже через несколько дней был готов состязаться за лидерство на американских Гран-при.

Взлет

В чемпионате 1962 года Джим Кларк пересел на новое изобретение своего друга, Колина Чепмена. “Лотус 25” до сих пор считается одним из лучших гоночных автомобилей в истории. На своем улучшенном "Лотусе" Джимми провел целый сезон и готовился стать лидером, но помешали технические неполадки. Во время девятого, заключительного этапа соревнования, проходящего в Южной Африке, Джим Кларк сошел на страте из-за утечки масла.

Хотя Джеймс так и не одержал победы в данном сезоне, своими яркими молниеносными выступлениями он доказал всему миру, что он – самый быстрый и опытный гонщик. "Формула-1" обрела новую блистательную звезду. И это было подтверждено в следующем сезоне, где Джим Кларк добился-таки первого лидирующего места и звания чемпиона мира. Это была блестящая безапелляционная победа: Грэм Хилл, получивший серебро, отстал от победителя на двадцать семь очков!

автомобиль лотус

В этом же году успешный автопилот занимает второе место в гонке “500 миль Индианаполиса” (гонки “Инди-500”).

Все с нетерпением ждали следующего сезона мировых гонок. На них должен был выступать Джим Кларк - изумительный и великолепный гонщик. "Формула-1" предвкушала новую победу своего блестящего чемпиона.

В сезоне 1964 года лидирующий автопилот уверенно шел к победе, выиграв три Гран-при, но подвели частые сходы по техническим причинам. Это произошло из-за смены автомобиля на менее надежный и прочный – “Лотус 33”.

Несмотря на такие трудности (например, на пятом этапе гонок, в Великобритании, Джиму удалось выиграть гонку на трех колесах), Кларк занял почетное третье место. Победа досталась представителю Великобритании - Джону Сертису.

Второй триумф

Январь-февраль 1965 года Джимми провел на зимнем чемпионате, где занял первое место, одержав пять побед.

Далее, в этом же году, своим участием в "Формуле-1" он закрепил чемпионский титул 1963 года, показав блестящую захватывающую игру: шесть побед в Гран-при, шесть подиумов, шесть поулов. Дважды чемпион мира в двадцать девять лет – здесь было чем гордиться и чему радоваться!

гонщик формула 1

Одновременно с чемпионатом мира Джим Кларк принимает участие в другой любимой гонке - “500 миль Индианаполиса”, которую он также выигрывает с блеском и энтузиазмом. Ради этого соревнования Джеймс даже решил пожертвовать участием в Гран-при Монако.

После побед

С 1966 года в "Формуле-1" были разрешены трехлитровые двигатели. К такому повороту не были готовы ни “Лотус”, ни его создатели. Поэтому Джим занял только шестое место в чемпионской таблице, выиграв всего одно Гран-при – в Соединенных Штатах Америки.

На следующий сезон Кларк готовился как никогда. Одержав блестящие победы Гран-при Великобритании, Нидерландов, Соединенных Штатов Америки и Мексики, он завоевал лишь бронзу из-за частых сходов в Южной Африке, Монако, Германии, Франции и Канаде.

В этом же году гонщик снова принимает участие в состязании “Инди-500”, где занимает второе место.

Трагический 1968 год начался для легендарного автопилота довольно удачно. Он с разгромом выиграл южноафриканское Гран-при (это была его двадцать пятая победа в данной стране). Затем принял участие в некоторых других соревнованиях, где также занял лидирующие первые места (например, гонка "Формулы-2" в Барселоне).

Так как до следующего Гран-при "Формулы-1" оставалось несколько месяцев, Джим Кларк решает посетить еще и другие состязания. Поэтому седьмого апреля он поехал на гонки "Формулы-2" в Германию.

Джим Кларк: авария

В этот трагический день на трассе Хоккенхаймринг Джеймс, как всегда, участвовал в скоростном соревновании, уверенно держась за руль любимой машины и почти не испытывая волнения или тревоги. Шел проливной дождь, автомобиль, рассекая водную стену и оставляя за собой длинные брызги, шел со скоростью, приближающейся к 250 км/час.

Пятый круг. “Лотус” Джима никак не мог перегнать другие автомобили. Гонщик привычным движением нажимает на газ и… Зад автомобиля почему-то повело влево. Кларк постарался усиленным рывком выровнять машину, но та отказалась подчиниться. На бешеной скорости авто боком заскользило к левой обочине и, не встречая на своем пути спасательных преград и препятствий, вылетело в зону лесопосадки.

джим кларк

От мощного столкновения с деревом машина разлетелась на части. Двигатель и коробка передач пролетели метров восемьдесят вдоль стены, передняя часть кузова проехалась по асфальту, а сам гонщик, все еще находясь в кокпите, замер на месте.

Через секунду к застывшему в мертвом оцепенении пилоту подоспел врач. Недвижимый Джимми со свешенной набок головой вызвал у него безнадежное восклицание: “Он еще жив!”.

Да, великий гонщик был жив, но он скончался по приезде в больницу из-за страшного перелома шеи и смертельной травмы головы.

Ему было тридцать два года…

Причины гибели

Поначалу было объявлено, что Джим Кларк не справился с управлением. Затем ходили слухи о том, что у него была неисправна задняя левая шина – проколота или спущена. Но и это не объясняло причины страшной трагедии. Дело в том, что, имея такую техническую неисправность, бывалый гонщик с легкостью смог бы вырулить из сложившегося затруднения и остановить непослушное авто. И так как этого не произошло, то необходимо было искать другие разумные объяснения гибели звезды "Формулы-1".

Намного позднее, спустя долгих тридцать лет, было установлено, что причиной гибели Кларка стала серьезная неисправность автомобиля. Скорее всего, лопнула задняя подвеска, из-за чего гоночная машина перестала быть послушным и контролируемым авто в опытных руках профессионала.

Воспоминания

О гибели Джимми сокрушались многие его друзья по цеху и даже соперники, не говоря уже о восторженных фанатах и поклонниках. Все считали шотландца исключительно одаренным гонщиком, способным завоевать не один чемпионский титул. О нем вспоминали как о хорошем, верном друге и скромном вежливом человеке.

Сейчас на месте, где погиб Джим Кларк, установлен мемориальный крест.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.