Любая работа начинается с проекта, то есть с создания плана и приготовления к его реализации. Даже в мелких мероприятиях нужно чёткое представление, с чего и как начинать трудиться. А на крупных предприятиях тем более. Поэтому разрабатываются проекты, которые регулируют поставленные цели и задачи и влияют на их плодотворное решение. Этим занимаются специальные отделы менеджмента и маркетинга. По сути своей проект – это план мероприятий, которые должны быть сделаны в определённые сроки и согласованы двумя сторонами – заказчиком и исполнителем. Квалифицированные менеджеры дают характерное описание проекта со всеми этапами, действиями, целями, задачами и указанием рассчитанного бюджета. Те, кто выполняет сценарии для клиентов, должны быть специалистами в областях, которые реализуют под заказ.
Как разрабатывается проект?
Чтобы разработать и внедрить проект, его собирают по кубикам-вехам в конструкторском отделе или бюро. Этим занимаются профессионалы, и каждый шаг вымеряется до миллиметра:
- Первый шаг. Подрядчик принимает от корреспондента техническое задание. Они согласовывают условия – сроки, бюджет, величину и схематику исполнения (текстовая, графическая, презентационная). Для этого нужно чёткое описание проекта и его понимание в целом. И далее наступает черёд умелого внедрения и начертания всех аспектов до самых мелких деталей.
- Второй шаг. Утвердив бриф, приёмщик передаёт задание менеджерам-цеховикам или офисным работникам на проработку проекта.
- Третий шаг. Составляется полная технологическая схема с указанием периодов, в каждом из которых выполняются последовательно определенные мероприятия.
- Четвёртый шаг. Проработав основную часть плана для выверки схемы, все дальнейшие действия согласуют с заказчиком. Более подробно и наглядно обговариваются дополнения, добавляются задачи, прогнозируются реальные цели и подытоживается окончательная оплата.
- Пятый шаг. Укомплектовав весь проект и завершив работу над ним, подрядчик передаёт клиенту готовое решение. Тот, в свою очередь, проводит заключительный расчёт.
Первоначальный план описания проекта
С самого начала, после принятия проекта в разработку, делается его начальное описание, чтобы была ясна суть и в дальнейшем можно было разбить программу на периоды, заготовки, ветви и этапы. Так легче всего следить за сроками выполнения, и ни одна мелочь не ускользнёт из внимания. Приведём краткое описание проекта, то есть, по сути, процессов, из которых состоит его разработка:
- Принятие заказа.
- Согласование с заказчиком стоимости работы.
- Обсуждается предоплата или расчёт по завершении.
- Составление анкеты-брифа.
- Согласование с потребителем (заказчиком) пунктов проекта.
- Назначение – тема программы.
- Начало – указывается дата/время.
- Окончание – указывается дата/время.
- Исполнители проекта – например, менеджеры Иванова, Петрова, Сидоров.
- Заказчик – например, Фонд помощи детям.
- Этапы программы – подготовка, собирательство, работа, согласование, завершение.
- Что нужно сделать и в какие сроки – содержание программы, описание этапов, задач и целей.
- Какая информация присутствует – текстовая, графическая, презентации, видео, аудио.
- Согласование с потребителем (заказчиком).
- Доработка ошибок, доведение до нужного результата.
- Повторное согласование с корреспондентом.
- Утверждение, приёмка на месте и сдача проекта конечному пользователю.
- Окончательный расчёт (получение зарплаты) в денежном эквиваленте.
В таком виде создаётся первоначальный краткий план проекта, после чего разработчик разбивает его на множество небольших ветвей, так называемых этапов.
Поэтапное формирование проекта
Составив набросок плана, приступим к созданию и описанию этапов проекта. Это важная часть, без которой нельзя произвести крупные и многоходовые решения. Каждый этап описывает ту или иную технологию и содержит до сотни, а то и тысячи списков, задач и подзадач. Только разбивши проект на этапы, можно уследить за любым маленьким нюансом и не потерять нить следующих действий, а главное, целей, которых следует достичь. Такое расчленение сценариев позволяет более легко управляться со всеми запущенными бизнес-процессами. Поэтапное описание проекта по технологии помогает сконцентрироваться на правильных решениях и быстрее продвигаться вперёд.
Цель – то, без чего не бывает проекта
Любой проект делается только для того, чтобы достигнуть определённых целей. Жизнь – это тоже своего рода долговременный проект, где каждый человек на каждом его этапе добивается конкретных успехов и приходит к нужному результату – учёба, работа, женитьба, семья, рождение детей и даже смерть. Но это на протяжении всего существования человека. А в краткосрочной программе, такой как строительство дома или путешествие, лучше заранее составить план и описание целей проекта, чтобы успеть всё сделать за небольшой промежуток времени. Все мы двигаемся к великому и прекрасному. Вот это – именно та цель, о которой некоторые иногда не догадываются без составления понятной схемы и без чётких действий.
Составление брифа по созданию сайтов и лендингов
Приведём в качестве примера полное описание проекта для веб-мастерских и студий дизайна по созданию одностраничных и многостраничных сайтов. Здесь первоочередная задача – заполнение брифа заказчиком и отправка его специалистам веб-студии. В анкете клиент должен указать (чем подробней, тем лучше) всю информацию о себе и нужные ему функции сайта. Анкета выглядит так:
- Фамилия, имя, отчество управляющего порталом, лендингом, ресурсом.
- Название компании, сообщества или фирмы.
- Контактные данные заказчика.
- Область работы – вид деятельности.
- Название запланированного проекта.
- Бренд и фирменный стиль проекта.
- Логотип (если имеется).
- Предпочтительные цветовые тона.
- Дизайн для отдельных частей и страниц.
- Количество страниц внешних и внутренних у сайта.
- Услуги размещения проекта у хостинг-провайдера.
- Составление и приобретение доменного имени.
- Наполнение статьями – копирайтинг.
- Продвижение, раскрутка и реклама.
- Сопровождение и забота о ресурсе в дальнейшем.
- Функциональная составляющая проекта:
- административная панель портала;
- внедрение кодов php, css, javascript;
- базы данных Mysql;
- раздел новостей;
- раздел статей и блогов;
- раздел "фотогалерея";
- встроенные рассылки;
- формы контактов и связи;
- регистрация и скрытие отдельного контента;
- поиск и карта сайта;
- seo-оптимизация страниц и проекта в целом;
- мобильная версия сайта;
- добавочные блоки рекламы и преимуществ;
- модули для видео, аудио и других фишек;
- изготовление баннеров, флеш, анимации;
- переключение многоязыковых версий сайта;
- магазин и корзина покупателя;
- каталоги товаров и ресурсов;
- подключение платёжных процессингов;
- раздел помощи и базы знаний.
Разработка проекта по созданию сайтов и лендингов
Получив заполненный бриф-анкету, можно начинать составлять описание проекта. Пример первоначального плана приведён выше. Это набросок или памятка, исходя из которой образуют каркас запланированных дел в виде схем и этапов, задач и целей, списков и заметок. Такой план передаётся в универсальную мастерскую, где профессионалы занимаются поиском простых и сложных решений. В итоге весь проект изготавливается из частиц специфических миссий, которые, как в мозаике, собравшись вместе, организуют великолепную картину.
Как описать проект в разработке
Взяв в работу тему о создании сайтов и лендингов, необходимо сделать записи всех мероприятий. Приведём пример описания проекта:
Этап № 1 – изготовление макета, программирование платформы CMS системы с разбиением сайта на отделы: админку и публичную часть, подключение модулей. Закреплено за менеджером (Ф. И. О.).
Задачи:
- соорудить макет – дата/время;
- подготовить cms-платформу – дата/время;
- привязать модули и блоки – дата/время;
- протестировать работоспособность и функциональность – дата/время;
- отчёт о проделанной работе – дата/время;
- всё время, затраченное на осуществление этапа;
- бюджет, выделенный на проработку действий.
Списки:
- что сделано, какие недоработки, ошибки;
- что сделать, когда, срочно или нет;
- интересная идея – предложить;
- ещё что-то инновационное.
Заметки:
Для выполнения такой сложной работы нужно выделить из бюджета ещё 100000 рублей для приобретения и привязки дополнительных компонентов.
Цель: Изготовить и сдать к определённому сроку готовый рабочий каркас проекта.
Этап № 2 – изготовление дизайна, логотипа, баннеров. Закреплено за менеджером (Ф. И. О.).
Задачи:
- разработать цветовую схему – дата/время;
- подготовить логотип – дата/время;
- изготовить анимированные баннеры – дата/время;
- продумать и водворить элементы графики, кнопок;
- отчёт о проделанной работе – дата/время;
- всё время, затраченное на осуществление этапа;
- бюджет, выделенный на проработку действий.
Списки:
- что не сделано, какие недоработки, ошибки;
- что надо делать, когда, срочно или нет;
- интересная идея – предложить;
- ещё что-то инновационное.
Заметки:
Предложить в правой колонке сделать ещё 2 статических баннера.
Цель: Изготовить и сдать к определённому сроку готовый дизайн и элементы графики.
Этап № 3 – наполнение лендинга текстовым контентом, вставка видео и аудио. Закреплено за менеджером (Ф. И. О.).
Задачи:
- написать 5 страниц текста – дата/время;
- подготовить и разместить 5 видео и 10 аудиозаписей – дата/время;
- отчёт о проделанной работе – дата/время;
- всё время, затраченное на осуществление этапа;
- бюджет, выделенный на проработку действий.
Списки:
- что сделано, какие недоделки, ошибки;
- что сделать, срочно или нет, когда-нибудь потом;
- супермысль – предложить;
- ещё что-то новенькое.
Заметки:
Обновить программу для записи видео.
Цель: Наполнить ресурс текстовой и мультимедийной информацией.
Этап № 4 – сдача проекта заказчику. Ответственный Строгов П.Г.
Задачи:
- согласовать проделанные этапы – дата/время;
- выделить ресурсы на доработку – дата/время;
- отчёт о проделанной работе – дата/время;
- всё время, затраченное на осуществление этапа;
- бюджет, выделенный на проработку действий.
Списки:
- что сделано, какие недоделки, ошибки;
- что сделать, срочно или нет, записать доработки;
- идея Х – предложить;
- ещё что-то новенькое.
Заметки:
Добавить в базу клиента и сдать в архив мероприятие. Подумать, что ещё сделать.
Цель: Сдать готовый проект.
Ведём проекты и задачи в профессиональных системах
Чтобы сделать уникальное и точное описание проекта, а также вести его как подобает – без нарушения норм и с отслеживанием статистики, существуют профессиональные сервисы CRM. В них можно разбить любой проект на небольшие этапы с описанием и прикреплением к ним задач и подзадач, списков и целей, заметок и блок-схем. Сегодня они имеют довольно богатый функционал, ко многим системам прикручены такие связки, как телефония и карты мозгового штурма, блоги и ежедневники, автоматическое заполнение контактов, контрагентов и удобная рассылка по базам.
Проект закончен: что дальше?
Проделав весь труд, т. е. осуществив описание проекта и обеспечив его выполнение, можно немного отдохнуть и сосредоточиться уже на другом техническом задании. Накапливая опыт в предыдущих работах, элементарно создают шаблоны проектов, по которым в дальнейшем повторяют этапы новых дел. Такое занятие на постоянной основе становится не только высокодоходным, но и увлекательным.