Личная медицинская книжка необходима представителям профессий, задействованных в производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов питания и воды, обучении и воспитании детей, коммунальной сфере и бытовом обслуживании.
Перечень видов деятельности установлен приказом Роспотребнадзора №402. Согласно законодательному акту личная медкнижка должна быть работников, которые задействованы в следующих направлениях:
- оборот продуктов питания и продовольственного сырья в пищевой промышленности, торговле, предприятия общепита;
- образовательная оздоровительная деятельности для детей и подростков в детсадах, школах, колледжах;
- коммунально-бытовые организации, такие как парикмахерские, гостиницы;
- торговля промтоварами (одежда, игрушки, бытовая техника, запчасти для автомобилей);
- водители городского пассажирского транспорта (автобусные и троллейбусные депо, метро, маршрутные автобусы);
- работники медицинской сферы.
Личная медицинская книжка сохраняется администрацией организации или индивидуальным предпринимателем, выдается работнику:
- по требованию;
- при увольнении с работы.
Продление медицинской книжки происходит по установленному для каждой специальности графику. Документ обязательно передается на следующее место работы.
Регистрация и оформление
С 2001 года ФБУЗ «Центром гигиены и эпидемиологии в городе Москве» организован электронный Реестр выданных личных медицинских книжек, в котором фиксируются результаты профессиональной гигиенической проверки.
Согласно документу личную медицинскую книжку приравняли к документации строгой отчетности. После прохождения обязательного профилактического медосмотра работник обязан внести результаты в медкнижку. В документе отражается гигиеническая аттестация.
Кто выдает медкнижки?
Выдавать документ могут только уполномоченные Роспотребнадзором организации — центры гигиены и эпидемиологии. Официальный статус личной медицинской книжки подтверждается:
- голографированием;
- печатью организации Роспотребнадзора, выдающей документ;
- утверждением результата аттестации штампом организации, которая уполномочена Роспотребнадзором в приказе №402.
Настоящая медкнижка в Москве не доступна для свободной покупки и продажи. При прохождении гигиенического обучения документ выдается на руки, обязательно регистрируется.
Порядок оформления
Чтобы оформить медицинскую книжку, работник должен предъявить:
- письменное заявление на выдачу;
- паспорт;
- фотографию (3 на 4 см);
- направление от работодателя с наименованием места работы;
- регистрационную справку в Москве или Московской области (это касается только иногородних).
Документы может представить лично заявитель или доверенное лицо с наличием доверенности.
Заполненный бланк личной медкнижки обязывает заявителя:
- Пройти обследования в медицинских учреждениях, которые имеют лицензию.
- Обучиться по программе профессиональной гигиенической подготовки.
К аттестации допускаются лица, которые прошли гигиеническое обучение и получили заключение врача по результату медосмотра. Результаты заносятся в личную медкнижку согласно порядку, утвержденному приказом. Именно потому нужно интересоваться наличием лицензии у центра, выдающего документ, а также наличием программ гигиенического обучения.
Сроки оформления
Оформить медкнижку быстро — значит потратить как минимум 5-7 дней. Однодневное и даже получасовое заполнение равносильно подделке документа. Регламент процедуры установлен законодательством. Любое ускорение процесса будет приравниваться к нарушению закона.
Получение и продление медкнижек предполагает несколько этапов в специализированной клинике или центре:
- Заполнить обходной лист, который выдается в регистратуре.
- Оплатить медицинский осмотр.
- Сдать анализы, сделать флюорографию, обойти врачей.
- Обратиться в регистратуру с заполненным обходным листом, получить отрывной талон о прохождении медкомиссии. На нем указывается время получения медкнижки.
- Явиться для прохождения гигиенической аттестации и забрать документ.
Уточнять, сколько стоит медкнижка, необходимо по месту заполнения листа.
Специализированные центры
Медицинские центры, которые аккредитованы Роспотребнадзором и московским центром эпидемиологии, оказывают полный спектр услуг согласно законодательству. По приказу № 302н данные медучреждения проводят медосмотры и оформляют книжки с занесением в государственный реестр.
Официально медкнижка в Москве не оформляется в течение одного дня только потому, что получение результатов анализа крови требует больше времени. Сотрудники медицинских центров стараются максимально облегчить прохождение осмотра, выстраивая этапы прохождения специалистов и сдачи анализов так, чтобы занятой человек не потратил более 40 минут. Реальный срок получения медкнижки официально (по всем правилам) составляет 5-7 дней.
Перечень обязательных обследований
Список врачей, которых необходимо обойти, и анализов зависит от специализации работника:
- Стандартный набор обследований для большинства специальностей включает: флюорографию, анализ крови на сифилис, гонорею и трихомонады. Нужен обход у терапевта и дерматовенеролога.
- Для профессий, контактирующих с детьми, пациентами и пищевыми продуктами понадобится стоматологическое и отоларингологическое обследования. Обязателен мазок из горла на золотистый стафилококк, исследование на гельминтов, энтеробиоз и брюшной тиф.
- Работник производств с вредными условиями потребуется сдать биохимический анализ крови для выявления уровня билирубина, ферментов и белков печени.
- Медицинским работникам нужно сдать крови на вирусный гепатит С и ВИЧ.
Своевременный медосмотр на медкнижку выявляет опасные заболевания, предотвращает инфицирование детей, ослабленных лиц и распространение инфекций. При обнаружении микроорганизмов или антител к ним работника отправляют на дополнительное обследование, не допуская к работе.
Что делать, если вышел срок действия книжки
Продление медкнижек — это подтверждение здоровья работника путем сдачи анализов и прохождения врачебного осмотра в установленные сроки повторно. Приложение №2 к постановлению московского правительства регулирует два аспекта процедуры:
- периодичность продления;
- частоту прохождение анализов и осмотров устанавливают в зависимости от специфики работы.
Работникам детсадов, школ и других специалистов, работающих с детьми, нужно проходить медобследование ежеквартально. Работникам в сфере торговли промышленными товарами — раз в год. Личная медицинская книжка служит документом, в который вносятся данные из года в год. После внесения очередных данных уполномоченное лицо обязано:
- сделать отметку о продлении срока действия книжки;
- внести данные в государственный реестр.
Без перечисленных действий внесенная оплата за медицинскую книжку не имеет смысла, поскольку только регистрация делает продление медкнижек законным.
Почему за оформление нужно платить?
Бесплатно оформить личную медкнижку в поликлинике не получится. Платить не нужно за флюорографию и вакцинацию по графику. Стоимость медицинской книжки, помимо расходов каждого медицинского центра, включает:
- расходы на лекцию или гигиеническое обучение;
- бланк медкнижки;
- учебное пособие.
Данные официального сайта Роспотребнадзора определяют, сколько стоит медкнижка при ее первоначальном оформлении. Данный комплекс обходился в среднем от 800 рублей на начало 2017 года. Направление на прохождение дерматовенеролога, сдачу анализов крови выдают в поликлиники по месту жительства. Потребуется подстраиваться под рабочий график специалиста, выстаивать очереди, платить в итоге за индивидуальный подход, чтобы ускорить процесс. Продление медицинской книжки в специализированном центре дает главное преимущество — экономит время.
Обследования и анализы в поликлинике зачастую оказываются платными и недоступными из-за очередей или отсутствия реактивов.
Существует понятие срока годности основных анализов:
- крови, мочи, на инфекции и мазки из зева — до 10-ти дней;
- анализ на ВИЧ и гепатит — 90 дней;
- бактериологические посевы и цитология — до 20-ти дней;
- анализ на гельминты — 30 дней.
Осмотры врачей действительны на протяжении месяца, как и результаты УЗИ органов брюшной полости. Маммографию нужно проходить раз в два года.
Получение и продление медкнижек в аккредитованных клиниках позволяет ускорить процесс в 2 раза, пройти обследование без отрыва от работы и очередей. Медицинские центры оснащены необходимым оборудованием, чтобы без направлений на анализы провести все процедуры.