Линкор «Петропавловск» – линейный корабль российского, а впоследствии и советского флота, флагман серии линкоров класса дредноут, типа «Севастополь». Был серьёзно повреждён в сентябре 1941 года в результате налётов немецких пикировщиков U-87. 4 сентября 1953 года был разобран на металлолом.
Строительство
История героического корабля - линкора «Петропавловск» - началась в 1908 году, когда правительством было принято принципиальное решение о создании серии новейших кораблей с высокой степенью вооружённости и защиты. Впрочем, отечественные корабелы столкнулись с отсутствием финансов, а также с конкуренцией со стороны концерна «Блом унд Фосс» из Германии.
Стоимость линкора данной серии оценивалась морским ведомством в сумму 37 млн рублей за один корабль, из которых:
- 27,2 млн выделялись для строительства и бронировки корпуса;
- 2,2 млн – на вооружение;
- 7,5 млн – на резервные части.
Понимая необходимость постройки этих кораблей, премьер-министр П.А. Столыпин добился получения денег в Государственном совете. 3 июня 1909 года состоялась закладка четырёх судов этой серии. Строительство линкора «Петропавловск» было завершено в августе 1911 года, и корабль был спущен на воду.
Корпус
Корпуса линейных кораблей серии «Севастополь» имели характерную «мониторную» форму. У них были минимизированы надводные габариты борта, а форштевень имел ледокольную конструкцию. Максимальная длина корпуса составляла 181,2 метра, ширина (с учётом бронировки) – 26,9 метра. Фактическое водоизмещение составляло в среднем 25400 тонн, с осадкой около 9 метров.
В основе модели линкора «Петропавловск» лежала коробчатая килевая балка высотой до 2-х метров. Она поддерживалась с помощью 150 шпангоутов, расположенных с шагом в 1,2 метра. При возведении использовалось три типа стали:
- стандартная для судостроения с сопротивляемостью 42 кгс/мм²;
- с повышенной сопротивляемостью (63 кгс/мм²);
- с высокой сопротивляемостью (72 кгс/мм²).
Трёхпалубный корпус разделялся на герметичные отсеки с помощью 13 поперечных и двух продольных переборок. В носовой части корпуса находились помещения вспомогательных дизельных генераторных установок, жилые помещения младшего состава и баня. В средней части корпуса были расположены помещения основной энергоустановки и снарядные погреба. На корме располагались каюты офицеров, помещения БГУ и радиорубка.
Бронирование
«Петропавловск» – линкор с хорошей степенью защиты. Главный бронепояс корпуса был высотой в 5,06 м. Его толщина составляла от 22,5 см в основной части корпуса до 12,5 см на концах пояса. Бронепереборки, расположенные вдоль цитадели, были толщиной 5 см на средней палубе и 3,75 см – под ней.
Верхняя палуба, покрывавшая цитадель и нос корпуса, была толщиной 3,7 см. Толщина средней бронепалубы составляла:
- 2,5 см над цитаделью и носом корабля;
- 1,9 см – в межбортном пространстве;
- 3,75 см – в корме корпуса.
Башни главного калибра (ГК) в своей поворотной части имели толщину бронеплит в 20,3 см. В задней части башен располагались противовесы 30,5 см. Крыши и дно защищены бронёй толщиной 7,6 см. Противоминные установки бронировались 12,5-см бронелистами, амбразуры орудий были защищены противоосколочной бронёй. Толщина стенок бронерубок составляла 25 см, крыша – 12 см.
Вооружение военной техники
Линкор «Петропавловск» для своего времени имел мощное вооружение. В качестве главного калибра использовались 12 нарезных 305-мм корабельных орудий. Они размещались в четырёх орудийных башнях, по три в каждой. Ствол достигал 15,8 метра (52 клб) в длину. Масса орудия – 50,7 тонны. Скорость снаряда – 762 м/с.
Углы горизонтального наведения:
- первая башня: 0-155°;
- вторая и третья башни: 25-155°;
- кормовая установка: 25-180°.
- Углы склонения орудий: -5 до +25°.
Орудия наводились с помощью электродвигателей. Боекомплект составлял 300 выстрелов в каждой башне, скорострельность – 1,8 выстрела/мин.
Помимо ГК, линкор «Петропавловск» располагал следующим вооружением:
- 16 единиц 120-мм орудий Виккерс.
- 4 ед. 47-мм орудий Гочкис.
- 4 ед. 450-мм торпедных аппаратов.
Модернизация
Вопросы о модернизации линкоров серии «Севастополь» активно поднимались советскими военно-морскими специалистами. Большинство из них считало эту серию линкоров морально устаревшими.
10.03.1927 в научно-техническом комитете морских сил РККФ состоялось совещание, в ходе которого были высказаны предложения по модернизации линкоров. Было предложено увеличить бронировку палуб, повысить мобильность орудий, провести обновление оборудования корабля.
Линкор «Петропавловск» (в то время носил название «Марат») прошёл модернизацию в 1928-1931 годах. Корабль был оборудован двумя высотными (закрытыми) командными дальномерными постами. Была обновлена силовая установка корабля. 25 котлов типа Yarrow, работавшие на угольно-мазутном топливе, были полностью заменены на 22 котла с исключительно нефтяным отоплением. В связи с установкой КДП силуэт корабля прилично изменил свои очертания. Новые надстройки придали ему весьма грозный вид.
История применения линкора
31.05.1919 произошло единственное морское сражение с участием линкора «Петропавловск». Благодаря действиям эскадренного миноносца «Азард», семь преследовавших его британских эсминцев вышли в зону прямого обстрела «Петропавловска». Корабль открыл стрельбу из орудий главного калибра и 120-мм пушек, вынудив противника отступить.
Ночью, 13.06.1919, на фортах близ Кронштадта произошёл мятеж. Восставшие попытались сдать форты английской эскадре, но англичане на это никак не отреагировали. Затем мятежники открыли огонь по Кронштадту. Для подавления восстания 16 июня были вызваны корабли Балтфлота «Андрей Первозванный» и «Петропавловск». Линкоры обстреляли форты, в результате чего восставшие были выбиты со своих позиций.
В Великую отечественную «Марат» в составе эскадры Балтфлота участвовал в защите Ленинграда. 23.09.1941 состоялся авианалёт на Кронштадт, в ходе которого корабль был серьёзно повреждён. 500-килограммовые бомбы, сброшенные с борта пикировщиков U-87D, поразили линкор. Одна бомба попала в корму около фок-мачты, вторая попала в нос судна и вызвала детонацию боеприпасов первой орудийной башни. Из-за этого в палубе образовался пролом, в которую башня и упала. Взрывом свернуло носовую надстройку, которая обрушилась на правый борт, упав в воду. В результате налёта погибли 324 моряка, в том числе и командир корабля. Судно оказалось затопленным.
К концу 1941 года корабль был частично восстановлен, артиллерия линкора использовалась вплоть до прорыва блокады Ленинграда. 31 мая 1943 года корабль был снова переименован в «Петропавловск». После войны судно выведено из эксплуатации и в 1953 году порезано на металл.