Тула имеет относительно крупную и разветвлённую трамвайную сеть. Этот вид общественного транспорта появился в городе давно, и до сих пор остается востребованным. Сейчас в Туле действует 9 трамвайных маршрутов и одно трамвайное депо. Общая длина путей превышает 90 км. Информация о расписании трамваев в Туле указана на странице официального городского сайта.
История городского трамвая
Первые трамваи Тулы появились на улицах города в 1888 году. Однако их можно было назвать таковыми лишь условно: впереди небольшого вагончика, движущегося по рельсовой линии, шли лошади. Они и являлись источником тяги для ранних трамваев. Такой транспорт использовался вплоть до Первой мировой войны, после чего трамвайного сообщения в городе не было в течение многих лет.
Электрические трамваи в Туле появились только в 1927 году, после того как была организована контора «Трамвайстрой» и проложена первая линия путей, имевшая длину около 9 км. Официальное открытие линии состоялось в ноябре 1927 года. Количество транспортных единиц составляло всего 4 штуки, однако скоро их число увеличили до шести, а один находился в запасе. Переезд между двумя соседними станциями стоил по тем временам 8 копеек.
С 1929 года происходило строительство новых линий, а 1932 году открылись и грузовые линии. Перед Великой Отечественной войной трамвайный парк насчитывал 72 ведущих и прицепных вагона и 6 грузовых. В 1939 году было построено небольшое депо. В период городской обороны 1941 г. трамваи использовались для перевозки раненых и боеприпасов. В военных условиях строились дополнительные линии.
В послевоенные годы шло восстановление и модернизация трамвайной сети. В тоже время линии грузового назначения (в том числе построенные в военные годы) постепенно демонтировали.
Вместе со строительством новых линий трамвайный парк получал и новые вагоны, что способствовало его обновлению. С этим было связано одно трагическое обстоятельство. Так, в начале 60-х в сеть были пущены вагоны нового типа с повышенной комфортностью. Они прослужили 10 лет, однако в 1972 году в одном из них отказало экстренное торможение, что стало причиной гибели 10 человек – пассажиров. После чего все эти вагоны были утилизированы.
В 70-х годах действовало 14 маршрутов трамвая в Туле, а общее число вагонов составило 250. В 1980 было уже 18 маршрутов. В 1983 году по городу стали ходить и трёхвагонные трамваи. Однако уже в 1984 г. они были расформированы.
Последние изменения
В 90-е и начале 2000-х производилась замена отечественных вагонов на импортные. Этому способствовало более высокое качество зарубежных аналогов. Но после 2010 г. происходит активное сокращение числа трамвайных маршрутов в Туле.
По состоянию на 2016 год, в городе действуют всего 9 маршрутов при общем числе пассажирских вагонов в количестве 86 штук. Также действует одно трамвайное депо. Помимо этого, имеются 18 служебных и два ретро-вагона - экспонаты. Стоимость проезда - 20 руб. Цена проездного билета для большинства граждан (жителей Тулы) – 750 рублей.
Депо и пункты техобслуживания трамваев Тулы
За всё время существования в Туле трамвайного транспорта было создано несколько депо, большая часть которых была впоследствии расформирована или ликвидирована. Первое депо появилось в 1927 году. Оно потеряло свой статус в 1959 г., преобразовавшись в вагоноремонтную мастерскую. Другое было построено в 1939 году, а в 1979 г. – демонтировано. Третье депо ("Оборонное") появилось в 1959 году, а в 2008 г. стало использоваться для обслуживания автобусного парка. Последнее ("Криволучье") было создано в 1973 году и продолжает выполнять свои прежние функции.
Пункты техобслуживания описываемого вида транспорта также то появлялись, то исчезали. Так, пункт на Курском вокзале просуществовал с 1930 по 1965 год, точка в посёлке Кирова – с 1930 по 1977 г., а на Комбайновом заводе – с 1936 по 1991 г.
Схема маршрутов движения трамваев Тулы
Современная схема трамвайных маршрутов включает 15 номеров (действующих - 9). Длина маршрутов составляет, в среднем, около 10 км (от 9,5 до 14,5 км). Время движения трамвая по каждому из них, в среднем, 50 минут (от 40 до 60 мин.).
Самым протяжённым является 10-й маршрут. Его длина составляет 14,5 км, а время движения – 60 минут. Он пролегает через стадион "Металлург", Демидовскую плотину, кондитерскую фабрику "Ясная поляна". Двенадцатый и тринадцатый маршруты считаются городским достоянием, но часть маршрутов являются заброшенными.
В историческом прошлом схема трамвайных маршрутов неоднократно менялась. Открывались новые, тогда как некоторые другие – закрывались. Так, в центре схемы городских трамвайных путей имеется замкнутый кольцевой участок. Однако он образован за счёт пересечения различных маршрутов, при этом ни один из них не проходит по нему целиком.
Расписание движения трамваев в Туле можно посмотреть на официальном сайте города.
Планы на будущее
Развитие экологически чистого транспорта в Туле продолжается. Так, в 2016 году трамвайный парк увеличился ещё на 30 единиц. Предполагается произвести ремонт на некоторых участках трамвайных путей. Кроме этого, в планах улучшение освещения некоторых линий, а также строительство дополнительных и замыкание Пролетарского кольца.
На уровне идей обсуждается возможность перехода к системе скоростных трамвайных линий. Об этом высказывались ещё в 1971 году, однако планы так и не были воплощены в жизнь. Современные проекты предполагают модернизацию только некоторых трамвайных линий, которые должны быть замкнуты в кольцо. Однако практическая реализация этих проектов пока маловероятна.
Современная деградация трамвайной сети
Пока состояние тульской трамвайной сети ухудшается из-за общего обветшания системы. Такая ситуация характерна для многих городов России. Поездка в трамвае, судя по отзывам посетителей города, стала напоминать движение в старом грузовике. Ухудшение качества езды у трамваев Тулы наблюдается в последние 30 лет, и это способствует снижению популярности этого вида транспорта у населения. Для решения данной проблемы необходимы мероприятия по ремонту и реконструкции составов и путей, считает транспортный аналитик Аркадий Гершман. По его мнению, только одновременное улучшение и самих трамваев, и путей позволит сделать этот вид транспорта более удобным и безопасным, каким он был раньше.