Автомобили, загрязняющие атмосферу, могут в далеком будущем исчезнуть. А пока только появляется экологически чистый транспорт. Хотя некоторые его виды существуют довольно давно. Их нужно только усовершенствовать. У разработчиков есть множество идей. К сожалению, многие из них пока реализовать не удается.
Новая модификация велосипеда
Этот замысел созрел у британца Клайва Синклера – основателя фирмы Sinclair Research. Ранее он отметился изобретением персонального компьютера «ЗедИкс Спектрум».
В 70-х года прошлого столетия он разрабатывал трехколесный электроцикл. В этой модели велосипед ассимилировался с электрическим скутером.
Синклер не сомневался в своем успехе и вложил в этот проект более 15 млн. долларов. Шасси задуманного экологически чистого транспорта дорабатывали эксперты из компании «Лотус».
Двигатели должна была выпускать итальянская фирма «Полимотор». Сборочные работы проходили на предприятии «Гувер». И в начале 1985 года трицикл стал объектом продаж. Продукт получил наименование Sinclair C5. Его особенности:
- Монолитный корпус из прочного пластика.
- Наличие переднего обтекателя и жесткого сиденья в форме ковша.
- На руле кнопка включения двигателя.
- Положение самого руля – под коленями ездока.
- Мощь силового агрегата – 250 Вт. У него отсутствовал плавный контроль оборотов.
- Масса всего трицикла – 30 кг, а аккумулятора – 15 кг.
- Резервный заряд позволял двигаться без подзарядки максимум 30 км. После чего транспорт становился обычным велосипедом.
Первый тираж трициклов был раскуплен мгновенно. Но затем отметилось резкое падение продаж. Синклер допустил весомую ошибку – выбрал неподходящее время для появления на рынке: за три месяца до старта сезона. И тем людям, которые стали обладателями этого транспорта, приходилось ждать весны. А кто-то решил вовсе не покупать трицикл.
Пресса резко критиковала это транспортное средство, ведь оно оказалось совсем неготовым для британских дорог и погоды.
За 6 месяцев было зафиксировано лишь 12 000 продаж трициклов (вместо запланированных 60 000). Синклер признал свой провал. И вскоре производство его детища прекратилось.
«Американский неваляшка»
Этот персональный экологически чистый транспорт был создан компанией, принадлежавшей Дину Камену.
По сути, был создан электрический вариант самоката. Его специфики:
- Динамическая стабилизация.
- Размещение колес на одной сети. Это стало залогом компактности и превосходной маневренности.
- 5 гироскопов с компьютерной обработкой сигналов. Это обеспечивало прекрасную устойчивость.
Водитель начинал движение, просто наклонившись назад либо вперед. Детище Камена получило название «Сегвей». Презентация состоялась в конце 2001 года. А в марте следующего года на аукционе были проданы первые три модели.
За первый год реализации разошлось примерно 6000 самокатов. Сегодня параметр превышает 50 000 штук.
Порядка 40 % приобретений совершает полиция. Она оснащает этим средством патрули в парках, на вокзалах, в аэропортах и на крупных спортивных объектах.
«Сегвеи» постоянно модернизируются, и появляются новые модификации. И сегодня модель автоматически принимает меры в случае экстренного падения: подается специальный сигнал, и падает скорость.
В технике устроены литийионные батареи. Они позволяют преодолевать 25-40 км. Для восстановления заряда самокат просто подключается к бытовой розетке. Продолжительность процедуры: 8-10 часов.
Предельная динамика самоката – 20 км/ч.
Японский аналог
Специалисты концерна «Тойота» решили в ответ американцам разработать самый экологически чистый транспорт, по их мнению. Было создано электрическое кресло.
Для управления им используется джойстик. В 2005 году была презентована модификация с четырьмя колесами - i-Unit. В 2008 вышла модернизированная версия, но уже с тремя колесами - i-Swing.
Венцом творения стала модель i-Real. Ее специфики таковы:
- Изменения колесной основы в режиме реального времени.
- При движении на скромной скорости контролируемое заднее колесо максимально приближено к передним колесам. При нажатии на газ дистанция между осями увеличивается, и кресло обретает превосходную устойчивость.
- Скоростной предел – 30 км/ч.
Есть только один недостаток – такие модели не присутствуют в свободных продажах.
Данные по экобусам
Сильное загрязнение воздуха в мегаполисах вынудило разработчиков ЗАО «Тролза» из Энгельса создать экологически чистый общественный транспорт. Он получил наименование – экобус.
Он базируется на микротурбинных системах «Капстоун». Достоинств у экобуса предостаточно:
- Мобильность.
- Низкопольная платформа.
- Комфортный и теплый салон.
- Бесшумный ход.
- Экономия горючего (сжиженного газа). Это заслуга обозначенных микротурбин. Также благодаря им в воздух выбрасывается минимум токсинов. А во время остановок параметр выхлопов сводится к нулю.
Действующий шаблон экобуса был презентован в 2008 году, в мае. Этот экологически чистый вид городского транспорта успешно справился со всеми тестированиями. Ему был присвоен сертификат высокого качества. И уже планируется запуск тиражного производства. Дебютные пять моделей сегодня используются в Краснодаре и Москве.
Ситуация с экобусами в мире
Аналоги дебютного отечественного такого транспорта на основе известных микротурбин уже не первый год интенсивно применяются в США, Англии, Новой Зеландии и некоторых других странах.
Например, в Нью-Йорке в 2007 году этот экологически чистый транспорт стал активно эксплуатироваться в наиболее заселенных районах. В итоге существенно снизились расходы на горючее и улучшилось экологическое положение.
В английском городе Ньюкасл вдоль местной набережной каждый день выполняют рабочие рейсы 10 современных экобусов. Они оснащены микротурбинами «Капстоун» модификации C30.
Взаимодействие этих устройств с аккумуляторами на борту создает непрерывную генерацию электроэнергии, требующейся для движения транспорта.
Когда автоматический механизм управления автобуса направляет сигнал к микротурбине, она подзаряжает батареи. По этой причине экобус может трудиться порядка 10 часов в сутки без подпитки.
О гибридных машинах
Крупнейшие производители уже не первый год прорабатывают эффективное использование экологически чистого транспорта.
В этом перечне значатся и «Тойота», и «Ниссан», и «Пежо», и «Форд». Они выпускают модификации, оснащенные гибридным силовым аппаратом. Его характеризует повышенная экономичность и экологическая безопасность.
Принцип действия системы – электродинамика. Тормозной момент создается на тяговом моторе. Для этого кинетическая энергия трансформируется в электрическую. Она нагружается реостатами и тормозным моментом, идущим на колеса главного моста, затрагивая трансмиссию.
В 2009 году фирма «Лэнгфорд Перфоменс» выпустила гибридную модель «Форд». Ее базой стала обозначенная ранее микротурбина.
Инженеры компании убеждены, что их детище – это самый экологически чистый вид транспорта в мире. И по функциональности он тоже занимает верхние позиции.
Этот автомобиль получился благодаря модернизации фордовского кроссовера S-Max. Его оснастили микротурбиной, тем самым преобразовав в абсолютный гибрид.
Он получил наименование Whisper Eco-Logic. На демонстрационных испытаниях он преодолел 129 км, потратив всего 3,8 л горючего.
Электрокары. История
Из-за ухудшения экологии и подорожания нефтяных продуктов в мире довольно актуален вопрос по налаженному стабильному выпуску электромобилей.
Их история насчитывает порядка 180 лет. Импульсом к их развитию стала электромагнитная индукция. Первые модели отличались солидной массой и низкой скоростью – максимум 4 км/ч. Также были совершенно не пригодны к эксплуатации.
Интерес к ним возродился в 90-х годах прошлого столетия. В период с 1996 по 2003 гг. в США выпускалась модель GM EV1.
Она стала первой серийной модификацией в новой истории электрокаров. Затем выпуски наладили многие гранды. Они и их творения отображены в следующей таблице:
Компания | Детища |
«Тойота» | RAV4 EV ZENN |
«Дженерал Моторс» | EV1 |
«Шевроле» | Volt |
«Вольво» | C30 BEV |
«Тесла» | Roadster Model S |
«Рено» | серия Z.E |
«Ниссан» | LEAF |
«Лада» | Эллада |
Достоинства электромобилей
Эти экологически чистые виды транспорта обладают неоспоримыми преимуществами:
- Экономичные траты горючего.
- Минимизация загрязнения воздуха.
- Практически бесшумная работа.
- Плавный разгон со стремительным ускорением.
- Высокий уровень безопасности, доказанный многочисленными тестированиями.
- Лояльные ценники. Их появлению способствовали массовые тиражи машин.
- Высокая надежность. Она достигается за счет сокращения числа составляющих и узлов.
Слабые стороны электрокаров
У таких машин имеются и свои недостатки. Их перечень изложен ниже:
- В России плохо развита сеть пунктов для подзарядки электромашин.
- Лимиты по скорости и пробегу. Многие модели без подпитки способны преодолевать 160-240 км.
- Продолжительность зарядки: 8-10 часов.
- Наличие только двух мест в салоне.
- Необходимость в замене батареи. Периоды фигурируют разные: от 3 до 10 лет.
- В холода быстрее садится аккумулятор. В итоге снижается пробег на 30-50 %.
Ситуация в России
В нашей стране на сегодня отмечается не самый высокий спрос на электромобили. Картина может резко измениться при следующих раскладах:
- Ценник бензина возрастет в 10 раз.
- Снизится совокупная стоимость электрических моделей.
Второй пункт реально возможен при условии технологической революции. И сегодня многие мировые гранды не перестают модернизировать свои модели. А в вопросе, какой транспорт экологически чистый и самый продвинутый, они указывают на свои детища.
И каждый уважающий себя концерн намерен в ближайшее десятилетие быть представленным на рынке электромобилей.
В этом направлении пытается не отставать и отечественный гигант «Лада», заявив о своем творении - EL LADA.
В производстве электрического транспорта наша страна проигрывает Японии, Великобритании, Швеции, США и прочим странам с мощным техническим развитием. Однако наше интеллектуальное и производственное достояние может вывести нас в число ведущих держав.