Монументальная живопись, или художественная роспись стен, издавна являлась неотъемлемой частью архитектуры. На протяжении тысячелетий мастера украшали интерьеры и фасады зданий настенной живописью, используя разные техники и материалы.
Зарождение монументальной живописи
Истоки этого древнейшего вида искусства уходят в глубокую древность. Первые образцы монументальной живописи - это наскальные рисунки, выполненные первобытными людьми. Наиболее ранние памятники датируются эпохой палеолита.
Вероятно, они были созданы кроманьонцами между 25 и 16 тыс. до н.э.
Наскальные изображения найдены практически на всех континентах. Они несут в себе важную информацию о культуре и быте древних людей.
Следующим этапом в развитии монументальной живописи становятся росписи внутри пещер. Наиболее известные образцы относятся к эпохе позднего палеолита, например росписи пещеры Ла Мадлен во Франции и Альтамиры в Испании. Эти шедевры первобытного искусства и сегодня производят сильное впечатление своим реализмом и выразительностью.
В эпоху неолита появляются первые поселения людей с постоянными жилищами, стены которых также украшались орнаментами и сценами из повседневной жизни.
Росписи Древнего Египта
Одним из первых государств с развитой архитектурой и монументальным искусством был Древний Египет. Настенные росписи в египетских гробницах и храмах дошли до нашего времени практически в неизменном виде благодаря сухому климату.
Уже в период Древнего царства (III тысячелетие до н.э.) сложились каноны изображения фигур людей, богов и сцен повседневной жизни, которые затем передавались из поколения в поколение на протяжении тысячелетий.
Росписи египетских гробниц состоят из сцен, каждая из которых представляет законченный сюжет. Тем не менее все сцены связаны между собой, а их содержание и последовательность подчинены единому замыслу.
Во фресках Древнего Египта запечатлены различные аспекты жизни всех слоев населения: работа на полях, охота и рыбалка, праздники знати, религиозные ритуалы. Это делает их бесценным историческим свидетельством той эпохи.
Фрески Минойской цивилизации
На острове Крит во II тысячелетии до н.э. расцвела Минойская цивилизация. Во дворцах Кносса и Феста сохранились фрагменты потрясающих по красоте настенных росписей. В отличие от схематичных изображений Египта, критские фрески отличаются реализмом и динамичностью.
Монументальная живопись в античности
В античном искусстве монументальная живопись тесно связана с архитектурой. К сожалению, образцов древнегреческой монументальной живописи практически не сохранилось. Больше повезло фрескам и мозаикам Древнего Рима.
Раскопки городов Помпеи и Геркуланум, погибших при извержении Везувия, обнаружили множество превосходно сохранившихся образцов римской живописи I века нашей эры. Это многоцветные композиции на самые разнообразные сюжеты - от архитектурных орнаментов до мифологических циклов.
В подобных композициях видно великолепное знание художником натуры и умение ее передать.
Фрески Помпей и Геркуланума
Благодаря извержению Везувия в 79 году нашей эры города Помпеи и Геркуланум оказались погребены под слоем вулканического пепла. Это катастрофическое событие парадоксальным образом сохранило для потомков множество фресок того времени.
Стиль росписей отличается иллюзорной глубиной, использованием перспективы, реалистичностью. Образцов такого уровня мастерства не сохранилось больше нигде в мире того периода.
Мозаики и фрески раннехристианского искусства
С распространением христианства в III—VI веках нашей эры происходит переосмысление античных традиций. Теперь монументальная живопись концентрируется внутри храмов, украшая стены и своды.
Катакомбы и первые церкви росписями в технике фрески. Также широко используется мозаика. Эти произведения задают вектор развития средневекового искусства на многие столетия вперед.
Монументальная живопись в Средние века
В средневековой Европе центром развития монументального искусства становится христианская церковь. Интерьеры и фасады храмов украшают мозаикой, фресками, витражами.
Наиболее ярким примером религиозной монументальной живописи является искусство Византии. Золотые мозаики собора Святой Софии в Константинополе до сих пор производят неизгладимое впечатление.
Особого внимания заслуживает развитие в Европе витражного искусства. Цветные витражи готических соборов Франции, Германии и других стран являют собой выдающиеся образцы монументальной живописи.
Технология изготовления
Средневековые витражи изготавливались из цветного стекла, скрепленного свинцовыми переплетами. Фрагменты стекла нарезались по эскизу, затем складывались в единую многоцветную композицию и вставлялись в оконные проемы.
Тематика витражей в основном религиозная – сцены из Библии, жития святых, аллегорические и символические изображения. Но встречаются и светские сюжеты – гербы, портреты знати.
Наиболее известные образцы сохранились в соборах Парижа, Шартра, Кельна. Огромные окна заполнены яркими цветными композициями, производящими сильное эмоциональное впечатление.
Монументальная живопись эпохи Возрождения
В итальянском Возрождении наблюдается небывалый расцвет фресковой живописи. Художники создают грандиозные по размаху композиции, демонстрируя виртуозную технику.
Знамениты росписи Мазаччо, Боттичелли, Микеланджело, Рафаэля и многих других. Они украшали не только церкви, но и светские здания – дворцы и виллы.