Цена товара - важнейший фактор, влияющий на спрос. Но насколько сильно изменится спрос при изменении цены? Этот вопрос поможет решить понятие эластичности спроса по цене. Давайте разберемся, что это такое и от чего зависит.
Понятие эластичности спроса по цене
Эластичность спроса по цене - это показатель, который выражает, насколько процентное изменение цены товара влияет на процентное изменение величины спроса на него. Чем сильнее реагирует спрос на изменение цены, тем выше эластичность.
Формула расчета эластичности спроса по цене (Ed):
Ed = (ΔQ / Q) / (ΔP / P)
где ΔQ - изменение количества проданного товара; Q - начальный объем продаж; ΔP - изменение цены товара, P - начальная цена.
По величине коэффициента эластичности выделяют:
- Эластичный спрос - Ed > 1
- Неэластичный спрос - Ed < 1
- Единичная эластичность - Ed = 1
Рассмотрим пример расчета. Стоимость 1 кг яблок составляла 50 рублей, продавалось 100 кг в неделю. После снижения цены на 30% (до 35 руб) недельные продажи яблок выросли до 180 кг. Подставляем значения в формулу:
Ed = (180 – 100) / 100) / (35 – 50) / 50) = 0,8 / -0,3 = -2,67
Получен коэффициент эластичности больше 1, следовательно, здесь эластичный спрос. Снижение цены на 30% привело к росту продаж яблок аж на 80%.
Факторы, влияющие на эластичность спроса
Коэффициент эластичности спроса может колебаться в широком диапазоне значений в зависимости от нескольких факторов.
Наличие заменителей товара. Если на рынке есть близкие товары-заменители и потребитель легко может переключится на них, то обычно спрос является эластичным. При повышении цены потребители выберут более дешевый аналог. Поэтому у сигарет, бензина, мобильных телефонов как правило эластичный спрос (Ed > 1).
Удельный вес товара в бюджете потребителя. Чем большая доля дохода уходит на покупку товара, тем сильнее реакция спроса на изменение цены. Для дешевых товаров повседневного спроса эластичность выше. У молока или хлеба эластичность спроса по цене больше 1.
Возможность отложить покупку. В краткосрочном периоде потребитель вынужден покупать услуги ЖКХ, продукты, лекарства независимо от цены. А вот покупка мебели или бытовой техники может быть отложена, поэтому их спрос эластичен.
Временной фактор
Эластичность спроса может существенно различаться в кратко- и долгосрочной перспективе. В краткосрочном периоде потребители не всегда успевают отреагировать на изменение цены, поэтому спрос менее эластичен.
Например, резкое удорожание бензина не приведет к немедленному отказу от поездок на авто или переходу на другой транспорт. Но по прошествии нескольких месяцев часть людей купит автомобиль с более экономичным двигателем или электромобиль, начнет пользоваться услугами общественного транспорта. Поэтому в долгосрочной перспективе спрос на бензин гораздо более эластичен.
Примеры товаров с разной эластичностью
К наиболее эластичным товарам относятся предметы роскоши, техника, одежда, различные развлечения и услуги (рестораны, туризм). У таких товаров Ed, как правило, больше 1.
К товарам с неэластичным спросом относятся товары первой необходимости: продукты питания, топливо, коммунальные услуги. Спрос на них слабо реагирует на изменение цены (Ed < 1).
Эластичность спроса по доходу
Помимо цены, на спрос влияет доход и покупательная способность населения. Чем выше доходы, тем больше люди покупают товаров и услуг.
Коэффициент эластичности по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении дохода потребителей на 1%.
Формула расчета эластичности спроса по доходу
Формула для расчета эластичности спроса по доходу (Ei):
Ei = (ΔQ / Q) / (ΔI / I)
где ΔQ – изменение объема спроса; Q – начальный объем спроса; ΔI – изменение дохода; I – начальный доход.
По величине коэффициента эластичности спроса по доходу различают:
- Нормальные блага – r > 0 (рост дохода ведет к росту спроса)
- Инфериорные блага – r < 0 (с повышением дохода спрос падает)
Факторы, влияющие на эластичность по доходу
На эластичность спроса по доходу влияют:
- Необходимость товара
- Доля расходов на товар в бюджете
- Наличие товаров-заменителей
- Уровень дохода потребителей
Чем важнее товар для удовлетворения базовых потребностей, тем сильнее будет реагировать спрос с ростом доходов. Например, спрос на продукты (особенно мясо, фрукты) очень эластичен по доходу.
Примеры товаров с разной эластичностью
К товарам с высокой положительной эластичностью относятся: мясные и молочные продукты, фрукты и овощи, новая одежда и обувь, предметы роскоши. При росте доходов спрос на них существенно возрастает.
У коммунальных услуг, проезда в общественном транспорте эластичность близка к нулю - спрос практически не реагирует на изменение доходов.
А вот дешевые продукты (крупы, хлеб) могут демонстрировать отрицательную эластичность спроса по доходу. По мере роста благосостояния люди переходят на более качественные продукты.
Перекрестная эластичность спроса
Этот вид эластичности показывает, как изменение цены одного товара (товар Х) влияет на спрос другого товара (товар Y).
Взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары
По взаимосвязи товаров выделяют:
- Взаимозаменяемые (конкурирующие) товары-субституты
- Взаимодополняющие товары-комплементы
Например, чай и кофе - товары-заменители. Рост цен на кофе приведет к увеличению спроса на чай. А вот кофеварка и кофе - дополняющие друг друга товары. Снижение цены на кофе подстегнет продажи кофеварок.
Для взаимозаменяемых товаров перекрестная эластичность положительная. Для взаимодополняемых товаров - отрицательная.
Факторы, влияющие на величину перекрестной эластичности
На величину показателя перекрестной эластичности спроса влияют:
- Насколько близки товары по свойствам и функциям
- Доля расходов потребителя на эти товары
- Наличие значимых отличий в цене и качестве товаров
Чем схожее товары и чем значительнее их доля в расходах, тем сильнее взаимовлияние изменения цены одного товара на спрос на другой.
Пример расчета перекрестной эластичности
Допустим, изначально цена чая составляла 100 руб/кг, покупалось 500 кг в месяц. Цена кофе была 70 руб/кг, продажи 300 кг. После повышения цены на чай до 120 руб/кг его продажи упали до 400 кг. А продажи кофе выросли до 350 кг.
Перекрестная эластичность спроса на кофе от цены на чай:
E = (ΔКк / Кк) / (ΔПч / Пч) = (50 / 300) / (20 / 100) = 0,17
Получено положительное значение коэффициента, следовательно, чай и кофе - товары-заменители. Рост цены на чай на 20% привел к увеличению спроса на кофе на 17%.
Помимо эластичности спроса, существует понятие эластичности предложения. Оно показывает, как изменится объем предложения товара при изменении его цены.
Факторы эластичности предложения
На эластичность предложения влияют:
- Наличие свободных производственных мощностей
- Возможность замены ресурсов
- Фактор времени
Резервы производства
Чем больше свободных мощностей и резервов у производителя, тем легче нарастить выпуск продукции в ответ на рост спроса и цен. Поэтому в краткосрочной перспективе предложение менее эластично, чем в долгосрочной.
Тип производимого продукта
Предложение сырья, полуфабрикатов, массовой продукции (одежда, электроника) легко масштабируется. А вот нарастить производство уникальных изделий или продукции с длительным циклом (вино, сыр) гораздо сложнее.
Фактор времени
В краткосрочном периоде производитель может лишь незначительно увеличить выпуск товара. А вот в долгосрочной перспективе появляется возможность расширить производство, закупить дополнительное оборудование. Поэтому со временем предложение становится более эластичным.
Наименьшая эластичность у сельского хозяйства из-за сезонности и зависимости от погодных условий. Высокая эластичность у отраслей с быстрым производственным циклом - легкая и пищевая промышленность.