Согласно Конституции, Российская Федерация является социально направленным государством. Именно поэтому всем категориям граждан должно предоставляться качественное социальное обслуживание, порядок предоставления которого регламентируется в 442-ФЗ. Некоторые положения данного нормативного акта будут разобраны в статье.
О чем закон?
В федеральном законе № 442-ФЗ закреплен ряд целей и задач, обязательных для исполнения соответствующими субъектами. Здесь стоит обратить внимание на:
- правовые, экономические, организационные и прочие основы обслуживания граждан в сфере предоставления социальных благ;
- ряд полномочий и обязанностей как получателей, так и поставщиков в рассматриваемой сфере;
- ряд прав федеральных и субъектных инстанций государственной власти и т.д.
Что, согласно 442-ФЗ, является социальным обслуживанием российских граждан? В статье 3 говорится о деятельности должностных лиц по предоставлению ряда полезных услуг населению. Стоит отметить, что социальное обслуживание должно строго соответствовать определенным стандартам, то есть требованиям к периодичности, объему и качеству той или иной услуги.
О принципах социального обслуживания
Такая важная и обширная область как оказание услуг социального характера населению обязательно должна базироваться на ряде принципов, идей и условий. Самым главным принципом здесь является, конечно же, защита прав человека и гражданина. Работы в рассматриваемой сфере должны носить гуманный характер, а также не допускать унижения личности и достоинства того или иного человека.
Необходимо также обратить внимание на следующие принципы:
- добровольность и конфиденциальность;
- адресность предоставления услуг;
- равный доступ всех групп населения к социальному обслуживанию;
- территориальная близость поставщиков услуг к местам жительства получателей и т. д.
Функционирование рассматриваемой системы будет невозможным, если хотя бы один из представленных принципов исчезнет.
О системе обслуживания
В статье 5 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания" приводится характеристика структуры в рассматриваемой сфере, в которую входит ряд государственных инстанций, организаций и некоммерческих предприятий.
Правительство как основная инстанция исполнительной власти является важнейшим органом в области социального обслуживания. Именно правительство призвано реализовывать и вырабатывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование во всей системе. Федеральный орган исполнительной власти отдает приказы региональным органам - администрациям российских субъектов. Помимо этого, правительство контролирует различные частные организации коммерческого и некоммерческого типа. В систему также могут входить обычные граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями - но только те, что занимаются социальным обслуживанием.
Об обязанностях субъектов системы
Согласно главам 3 и 4 № 442-ФЗ, как получатели, так и поставщики услуг в социальной сфере обладают рядом обязательных для исполнения функций. Для начала стоит разобрать обязанности получателей, закрепленные в статье 10 рассматриваемого нормативного акта. Вот, что здесь стоит выделить:
- предоставление в государственные органы всей необходимой документации;
- своевременное извещение поставщиков об изменении обстоятельств, которые обусловливают потребность в предоставлении услуг;
- соблюдение условий, закрепленных в договоре с поставщиком.
Согласно же статье 12 Федерального закона № 442-ФЗ, поставщики услуг обладают следующими обязанностями:
- осуществление своих профессиональных функций в строгом соответствии с законом;
- реализация социального сопровождения;
- законное использование информации о получателе;
- предоставление срочных услуг и т. д.
Стоит также отметить, что поставщики услуг не должны ограничивать права или свободы людей, применять любые виды насилия, допускать грубое обращение и т. д.
О правах субъектов системы
На что имеют право поставщики услуг социального характера? Здесь стоит обратить внимание на статью 11 №442-ФЗ, в которой говорится о следующем:
- возможность осуществлять запросы всей необходимой информации у органов государственной власти;
- возможность включаться в реестр поставщиков - федерального или регионального типа;
- право на отказ получателю услуг или заявителю в случае, если был неправильно оформлен договор или не была предоставлена вся необходимая документация.
Получатели же услуг имеют право на гуманное и уважительное отношение, на свободный выбор поставщика, получение в бесплатной и доступной форме сведений о своих обязанностях и полномочиях, на участие в составлении программ индивидуального характера и на многое другое.
О формах социального обслуживания
В каких видах и формах может выражаться система предоставления социальных услуг? В статье 19 № 442-ФЗ "О социальном обслуживании" речь идет об оказании услуг на дому, в стационарной или полустационарной формах.
Обслуживание на дому не имеет временных рамок, а вот остальные виды оказания услуг должны строго регламентироваться определенными часами. Стоит также отметить, что приобретатели социальных услуг в стационарной или полустационарной формах обязательно должны обеспечиваться:
- возможностью сопровождения при передвижении по территории оказания услуг;
- правом самостоятельного передвижения;
- возможностью получать дублирование текстов голосовыми сообщениями, и наоборот;
- правом получать остальные виды помощи, соответствующие закону.
Сами социальные услуги могут иметь социально-бытовой, медицинский, психологически, трудовой или иной характер.