Многим доводилось слышать слово "новатор". Уже по звучанию можно сделать вывод о том, что это связано с чем-то прогрессивным. Есть ли место прогрессу в области образования, и что можно кардинально новое придумать в педагогике? Прежде чем размышлять об этих вопросах, нужно дать ответ на вопрос "новатор - это..."
Определение понятия
Новатор - это человек, который реализует идеи, отличающиеся от общепринятых и вносит что-то новое в свой вид деятельности. Но несмотря на развитие современных технологий, таких людей по-прежнему меньше, чем консерваторов. Из определения новатора становится понятным, что им противопоставляются консерваторы.
Далеко не каждый способен бросить вызов обществу и не побояться не только рассказать о своих идеях, но и попытаться их реализовать. Новатор - это определенный склад личности, поэтому не все смелые люди могут соответствуют этому понятию.
Необходимые качества
Новаторы стремятся к тому, чтобы доводить все начатые дела до конца. Если человек склонен быстро переключаться с одного дела на другое, то ему не стать новатором. Важно доказать (в первую очередь себе), что его идеи работают, а этого не узнать, если бросить дело на полпути.
Новатор не будет откладывать дела на потом. Для него не существует отговорок про неудачное стечение обстоятельств или несоответствующие условия. Новатор - это человек действия, он стремится сделать что-то для достижения своей цели каждый день.
Новатор получает новые знания каждый день, он всегда готов учиться и стремится к самосовершенствованию. Он постоянно находятся в поиске чего-то, что поможет им в реализации их прогрессивных замыслов. Новаторы - это генераторы идей, которые могут существенно изменить окружающий их мир.
Какое место занимает новатор в обществе
Новаторы - настоящие двигатели прогресса, благодаря им социум не стоит на месте. Их идеи носят глобальный характер, потому что они генерируют свои мысли в масштабе определенной сферы деятельности. Такие люди интересуются всем происходящим вокруг с целью поиска возможностей повлиять на события.
Новаторы мечтают улучшить качество жизни других людей. Для того чтобы найти необычные решения, они все время учатся. Им не стыдно просить помощи, они любят общаться с более опытными коллегами и профессионалами своего дела. Для новаторов это прекрасный способ узнать что-то новое, поэтому их сразу видно в любом обществе - они эрудированы и всегда могут высказать интересные мысли.
Становление движения педагогов-новаторов
В конце 70-80-х гг. в педагогике произошел застой: началось превозношение одних достоинств, разрабатывались однообразные методики обучения, ограничивалась реализация творческих способностей педагогов. Ответом стала педагогика сотрудничества. Тех, кто стоял у истоков движения, стали называть педагогами-новаторами. Их имена известны за пределами педагогического сообщества: В. Ф. Шаталов, Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, Н. Н. Палтышев, С. Н. Лысенкова, М. П. Щетинин, И. П. Волков, И. П. Иванов, В. А. Караковский, Б. П. Никитин.
Имея многолетний опыт работы в образовании, они постоянно находились в поиске решений, которые смогли бы изменить существующий подход к обучению и воспитанию. Они были новаторами России в области педагогики. Их решения смогли изменить ту устаревшую систему, которая не позволяла раскрыться в полной мере потенциалу как учителей, так и учеников.
Это движение возникло именно тогда, когда в сфере образования нужны были реформы. Тот авторитарный и консервативный режим, в котором проходил образовательный процесс, не мотивировал к поиску самостоятельных знаний и к самой учебе. Было необходимо разработать концепции и методики, которые бы учитывали личностные особенности взрослых и детей.
Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества базируется на таких гуманистических принципах:
- уважение личности ребенка;
- сотрудничество учителя и ученика в образовательном процессе;
- стремление к духовному пониманию между педагогом и учеником.
Теперь учителя не должны были заставлять детей учиться, они создавали им комфортные условия для учебы. В педагогике поощрялось стремление учеников и учителей к творческой самореализации. Учитель не ограничивался только общепринятыми педагогическими методами, теперь он должен был найти подход к каждому ученику.
Нестандартные методики позволяли повысить успеваемость учащихся и их стремление к учебе. Поиск неординарных решений - главное отличие учителя-новатора от других. Идеи, предложенные перечисленными выше педагогами, доказали свою перспективность и эффективность, что стало причиной того, что педагогика сотрудничества стала популярней.
Их решения и опыт были доступны всему педагогическому сообществу: от детских садов до высших учебных заведений. Они проводили семинары, выпускали книги, в которых был подробно описан их практический и теоретический опыт. Идеи знаменитых учителей-новаторов смогли изменить представление о том, каким должен быть образовательный процесс.