Станции метро могут закрыть на небольшой период времени при экстренных случаях, для проведения небольших ремонтных работ или для перекрытия движения во время праздничных мероприятий.
Несчастные случаи
Происшествия в метро зачастую происходят из-за несоблюдения правил безопасности и правил пользования. Особенно это касается поведения на эскалаторе.
В 2002 году произошла трагедия на станции «Киевская» (кольцевая): на выходе с эскалатора женщина преклонного возраста повредила сумкой на колесах зубчики, контролирующие ступени. Отогнутая гребенка подъемника затянула одежду двоих пассажиров, ехавших следом. Позже им ампутировали ступни. Метро перекрыли на несколько часов.
В июле 2017 года на несколько часов закрыли метро «Краснопресненская» по причине того, что эскалатор затянул ногу трехлетней девочки. Движение было остановлено для оказания первой медицинской помощи и ликвидации последствий.
Аварии
Аварии, как правило, вызваны износом или неправильной эксплуатацией оборудования. В отдельных случаях закрывают не станции, а целые ветки метрополитена.
В 1982 году на станции «Авиамоторная» в результате поломки эскалатора произошла трагедия, унесшая жизни 8 пассажиров, еще 30 человек получили ранения различной степени тяжести. Станция была закрыта на несколько часов.
В 2014 году после катастрофы в переезде, унесшей жизни 24 человек, закрытие станций метро «Славянский бульвар» и «Парк победы» длилось несколько дней. Причиной аварии стала неправильная эксплуатация стрелочного механизма: стрелка была зафиксирована проволокой.
Угроза безопасности
Станцию метро могут краткосрочно закрыть при выявлении угрозы безопасности пассажирам и работающему персоналу метрополитена, а также для ликвидации последствий теракта.
В 2010 году после терактов на станциях «Парк Культуры» и «Лубянка» закрытие станций метро в Москве между «Спортивной» и «Комсомольской» продолжалось несколько часов.
После теракта в Санкт-Петербуржском метро в 2017 году до конца дня закрыли все станции городского метрополитена.
Ремонт
Закрытие станций метро регулярно происходит из-за ремонта. Как правило, достаточно двух-трех дней для проведения необходимых работ.
В этом году на непродолжительный срок закрывали станции «Первомайская», «Фили» и «Пионерская».
Мероприятия
Отдельные станции метрополитена, расположенные в центральной части города, закрывают на время проведения праздников, шествий и репетиций парадов.
В Москве регулярно происходит закрытие станций метро «Охотный Ряд», «Театральная», «Площадь Революции» и «Лубянка». Например, в День Победы, на вышеперечисленных платформах была возможна лишь пересадка, движение составов было остановлено.
Долговременное закрытие
Иногда станции закрывают на длительный срок, до нескольких месяцев. Это вызвано необходимостью проведения серьезных репарационных и реставрационных работ.
Капитальный ремонт
Основная причина закрытия станций метро в Москве на длительный срок.
Капитальный ремонт стараются проводить поэтапно, чтобы избежать причинения неудобств пассажирам и дополнительных расходов. Следует учитывать, что при закрытии метро на длительный срок городские власти обеспечивают дополнительный оборот наземного транспорта, зависящий от проходимости станции. Для перевоза пассажиропотока используют дополнительные автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси, создают специальные рейсы.
В большинстве случаев станции метро продолжают работать, сохраняя частичную функциональность. Например, при замене одного из эскалаторов или ремонте наземного вестибюля закрывают один из входов, но не всю станцию.
Модернизация эскалаторов
Заторы и «пробки» у эскалаторов в час «пик» знакомы любому пассажиру метрополитена: толпа народа на подходе к подъемнику, ближе ко входу люди двигаются очень медленно. Подобная ситуация обусловлена недостаточной пропускной способностью эскалаторов старого образца.
Эскалаторы нового образца выдерживают ту же нагрузку, но занимают меньше места по ширине. Фактически, три старых подъемника можно заменить сразу четырьмя новыми, что позволяет пропускать на треть больше людей и существенно уменьшить давку на подходе.
Когда требуется увеличить пропускную способность, модернизировать подъемные машины по одной невозможно, приходится менять сразу все. Если у платформ всего один выход и нет в наличии перехода на другую ветку, станцию приходится полностью закрывать.
Замена эскалаторов – довольно длительный процесс, который, помимо установки нового оборудования, требует замены бетонных перекрытий и электрической проводки.
Ремонт наземного вестибюля
Наземный вестибюль станций метро сделан из менее прочных материалов, чем подземный. Не следует забывать о перепаде температур и влажности, в зависимости от времени года. Все эти факторы влияют на изнашиваемость.
Ремонт наземного вестибюля – дело небыстрое и трудоемкое. В любом случае выход из метро перекрывают на время проведения работ. Если у станции всего один выход, а переход с другой станции отсутствует, ее вынуждены полностью закрыть.
Ремонт подземного вестибюля
Каждая станция московского метрополитена имеет свой уникальный узнаваемый стиль. Однако в случае переименования станции требуется своеобразная смена имиджа. Яркий пример – станция метро «Измайловский Парк», которую переименовали в «Партизанскую» и полностью реконструировали в 2005 году. Станция была закрыта около года, поезда следовали без остановки.
Ремонт наклонного хода
Данная причина характерна для закрытия станций метро СПб и частично для московского метрополитена. Наличие наклонных ходов характерно для глубоко заложенных платформ. Тоннель соединяет станцию с вестибюлем. В нем обычно располагается подъемник.
Наклонные ходы чаще ремонтируются в Северной столице, так как расположены в крайне неустойчивых пластах и сильно подвержены воздействию грунтовых вод. В ходе работ меняют гидроизоляцию на более современную.
Закрытие станции метро «Бауманская»
Движение на станции «Бауманская» было остановлено с 8 февраля по декабрь 2015 года. Причиной стала необходимая длительная реконструкция.
В связи с закрытием станции метро «Бауманская» все 11 месяцев между соседними остановками ездил дополнительный наземный транспорт. Был добавлен специальный маршрут «М». С 8:00 до 10:00 и с 18:00 до 21:00 автобусы ходили каждую минуту.
Специальный маршрутный трамвай «Б», заменявший метро в течение 11 месяцев, решили оставить на постоянной основе.
Ремонтные работы увенчались успехом:
- Заменили подъемные лестницы. Четыре новых подъемника пропускают на треть больше людей.
- Отреставрировали подземную галерею. Метро обрело первоначальный вид образца 1944 года. Для реставрации использовали подлинные природные материалы.
- Добавили современное оборудование:
- контрольно-пропускные устройства;
- терминалы оплаты проезда;
- розетки для зарядки электроники;
- упаковщики мокрых зонтов.
Закрытие станции метро «Фрунзенская»
Изначально планировалось начать реставрацию станции «Фрунзенская» летом 2015 года, но дату перенесли из-за проведения тендера на ремонтные работы. Продолжительность реставрации метро сократили с 15 до 14 месяцев.
Закрытие станции метро «Фрунзенская» длилось с 2 января по декабрь 2016 года. Ремонт завершился за два месяца до запланированной даты.
Ситуация с наземным транспортом разрешилась проще, чем при закрытии «Бауманской», так как пассажиропоток на «Фрунзенской» вдвое ниже.
Ремонтные работы включали в себя:
- Замену подъемников. Четыре новых подъемных лестницы пропускают на треть больше людей.
- Установку новых контрольно-пропускных устройств и терминалов оплаты проезда.
- Реставрацию наземной галереи.
- Обновление электропроводки и резервных систем.
Закрытие станции метро «Василеостровская»
Ремонтные работы в метро «Василеостровская» в СПб неоднократно откладывались: сначала пришлось дождаться открытия выхода из станции «Спортивная», позже помешало проведение Экономического форума, и наконец, перенесли остановку движения на платформах на выходные.
Метро было перекрыто с 11 июля 2015 по май 2016 года. Ремонт закончился за месяц до запланированной даты.
«Василеостровская» – одно из самых загруженных метро Санкт-Петербурга. Для облегчения передвижения пассажиров ввели внеочередные единицы наземного транспорта.
Были проведены следующие репарационные и реставрационные работы:
- Модернизация подъемников.
- Репарация наклонного хода.
- Восстановление гидроизоляции.
- Реставрация вестибюля.
В 2017 году с 28 января перекрыто движение на станции «Лесная» в санкт-петербургском метро. Репарация займет около 11 месяцев. Запланирован ремонт подъемников и наклонного хода, реставрация вестибюля и установка автоматических дверей для людей с ограниченными возможностями.