Тема чередования гласных в корнях вызывает путаницу у школьников. Чтобы запомнить все чередования, нужно зубрить правила, запоминать исключения, регулярно выполнять упражнения.
В этой статье вы узнаете правила правописания, найдёте упражнения на чередование гласных в корне и ответы на них.
Чередование гласных
В целом чередуются и гласные, и согласные буквы. Одна морфема может встречаться с разными буквами.
Чередование гласных - это особенность некоторых корней менять гласную в зависимости от некоторых факторов. Другими словами, два однокоренных слова могут иметь разную гласную. Например, слово загар имеет букву "А" в корне, а слово загореть - букву "О".
Это кажется непонятным для школьников. Вроде бы слова однокоренные, но корни разные... Если не хотите запутаться и наделать ошибок в упражнениях на корни с чередованием, то читайте дальше нашу статью.
История чередующихся корней
Откуда в русском языке появилось чередование до конца не ясно. Считается, что сначала появилась традиция языка, то есть сложившаяся с годами привычка написания. Долгое время люди писали так, как им нравилось, поэтому однокоренные слова имели разные гласные. Когда лингвисты решили упорядочить язык и подчинить правописание правилам, корни с чередованием пришлось оставить такими, какими их привыкли видеть.
Постоянно филологи обнаруживают корни, которые до этого не знали. Обновляется и база упражнений на корни с чередованием гласных, которые ученикам приходится решать.
Существуют несколько факторов, влияющих на правописание чередующихся букв:
- следующая за чередующейся гласной согласная;
- ударение;
- суффикс;
- смысловое значение.
Правописание гласных А-О: соседняя согласная
Чередование "А" и "О" зависит от всех четырёх факторов. Нужно запомнить, какие корни от какого показателя зависят.
От соседней согласной зависят следующие корни: лаг-лож, скак-скоч, раст-ращ-рос.
После "Г", "К", "СТ" и "Щ" пишите букву "А" в корне. После "Ж", "Ч" ставьте в корне букву "О".
Например: располагаться - расположиться, предполагать - предположить (но полог), скакать – вскочить. (но скачок, скачу), расти - наращивать - взросление (но росток, отрасль, Ростов, ростовщик)
Правописание гласных А-О: ударение, суффикс
От ударения зависят шесть корней с чередованием: плав-плов, зар-зор, пай-пой, гор-гар, клон-клан и твор-твар.
В безударной позиции в корнях -плав-, -зар-, -пай- пишите букву "А".
Например: зорька - заря, припой - пайка, плавать (но зоревать, пловец, пловчиха).
В безударной позиции в корнях -гор-, -твор- и -клон- ставьте букву "О":
Например: загар - загореть, тварь - творение, кланяться – поклониться (но выгарки, пригарь, утварь).
От суффикса зависят корни кас-кос, лаг-лож. Если после корня стоит суффикс "А", то в корне пишите букву "А".
Например: касаться - коснуться, отложить - безотлагательно.
Правописание гласных А-О: значение корня
От смыслового значения зависят только два корня: равн-ровн и мак-мок. По смыслу они скорее являются разными корнями, чем двумя вариантами одного корня. Тем не менее, их считают корнями с чередующимися гласными.
Корень равн употребляется в значении "равнять, становиться равным".
Например: уравнять права, сравнительный анализ.
Корень ровн употребляют в значении "ровнять, делать ровным".
Например: подровнять (чёлку), сровнять с землёй, ровесник. Исключения: равнина (ровная), равнение (становиться ровно).
Корень -мак- употребляется в значении "опускать в жидкость".
Например: промакнуть салфеткой, макнуть печенье в чай.
Корень мок означает «пропускать жидкость».
Например: промокнуть до нитки, замочить рубашку перед стиркой.
Чередование гласных А-О
Попробуйте проверить знания, решив упражнения с ответами на чередование корней.
Вставьте потерянные буквы:
1) Подл(_)жили булавку, наивно пол(_)гаем, правильно изл(_)гаем мысли, пол(_)жите игрушки на место, случайно к(_)снулся, не прик(_)сайтесь руками, нал(_)гаются обязательства, распол(_)гайтесь на диване, соприк(_)сновение, нал(_)женный платёж, Соборное ул(_)жение, предл(_)гают помощь; знаменитая пл(_)вчиха, выпл(_)вляется сталь, пл(_)вучесть судна; старые сапоги пром(_)кают, пром(_)кни руки салфеткой, пром(_)кнуть до нитки;
2) Р(_)внение в рядах, разр(_)внять бетон, ср(_)внить два варианта корня, неср(_)внимые суждения, выр(_)внять загар, повысить ур(_)вень жизни, р(_)вняются на лучших учеников, ур(_)внять яму, живописные р(_)внины; густая пор(_)сль, врожденное ср(_)щение пальцев, зар(_)стают сорняком, пор(_)стёт густой травой, современная отр(_)сль производства, нар(_)стили силы.
Ответы на упражнения на чередование "А" и "О" в корне слова:
1) Подложили булавку, наивно полагаем, правильно излагаем мысли, положите игрушки на место, случайно коснулся, не прикасайтесь руками, налагаются обязательства, располагайтесь на диване, соприкосновение, наложенный платёж, Соборное уложение, предлагают помощь; знаменитая пловчиха, выплавляется сталь, плавучесть судна; старые сапоги промокают, промакни руки салфеткой, промокнуть до нитки;
2) Равнение в рядах, разровнять бетон, сравнить два варианта корня, несравнимые суждения, выровнять загар, повысить уровень жизни, равняются на лучших учеников, уровнять яму, живописные равнины; густая поросль, врожденное сращение пальцев, зарастают сорняком, порастёт густой травой, современная отрасль производства, нарастили силы.
Чередование гласных е-и: правила правописания
Правописание чередующихся "Е" и "И" в корнях определяется с помощью одного показателя - суффикса "А". Если после корня этот суффикс есть, то ставим букву "И". Если суффикса нет, тогда пишем букву "Е".
Необходимо заучить корни, в которых происходит подобное чередование. А именно: бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил, чет-чит.
Например: заберёт - забирает, придерётся - придирается, замерли - замирает, запер - запирается, вытерся - вытирается, блестит - блистает, выжег - выжигают, постелить - расстилаться, вычет - вычитать.
Исключения: сочетать, сочетание.
Чередование гласных Е-И
Проверьте себя, решив упражнения с корнями с чередованием "Е" и "И".
1. Стекло бл(_)стит, звёзды бл(_)стают, грибы соб(_)рают, соб(_)рут игрушки, ум(_)раю со смеху, зам(_)р от восхищения, отп(_)реть дверь, отп(_)рают ворота, прот(_)реть лицо, прот(_)рают пыль, выд(_)рну скотч, выд(_)рают зубы; разм(_)наем мышцы, подж(_)мает хвост, припом(_)нают о домашних делах, произносят закл(_)нания.
Ответы:
Стекло блестит, звёзды блистают, грибы собирают, соберут игрушки, умираю со смеху, замер от восхищения, отпереть дверь, отпирают ворота, протереть лицо, протирают пыль, выдерну скотч, выдирают зубы; разминаем мышцы, поджимает хвост, припоминают о домашних делах, произносят заклинания.
И еще упражнение на правописание корней с чередованием Е и И:
2. Переб(_)рём старую одежду, переб(_)рается через дорогу, бл(_)снуть на солнце, зам(_)рла от страха, зап(_)реться в комнате, гармоничное соч(_)тание, выт(_)реть со стола, сд(_)рать скотч, переб(_)рать черешню, ум(_)рать со смеху, вым(_)рающий вид, отп(_)рать замок, изб(_)рательная кампания, выст(_)ранные футболки, подб(_)решь одежду, выд(_)рнут зуб, приж(_)гать рану, выт(_)рать пыль, прид(_)рется к опечаткам, зан(_)маться предприн(_)мательством.
Ответы:
Переберём старую одежду, перебирается через дорогу, блеснуть на солнце, замерла от страха, запереться в комнате, гармоничное сочетание, вытереть со стола, сдирать скотч, перебирать черешню, умирать со смеху, вымирающий вид, отпирать замок, избирательная кампания, выстиранные футболки, подберешь одежду, выдернут зуб, прижигать рану, вытирать пыль, придерется к опечаткам, заниматься предпринимательством.
И последнее упражнение на чередование гласных в корне слова ("А" и "О", "Е" и "И"):
1. Р(_)стислав Иванович переб(_)рал пойманную утром рыбу. Чешуя ее ярко бл(_)стела на солнце.
2. В Р(_)стове-на-Дону провели изб(_)рательную кампанию. Скоро р(_)стовчане пойдут выб(_)рать депутатов.
3. Мы сг(_)раем от нетерпения увидеть бл(_)стательную игру этой актрисы.
4. Услышав шаги, все сначала зам(_)рли от страха, а потом мигом выск(_)чили на улицу, даже не зап(_)рев дверь.
5. После переезда в купленную квартиру нам пришлось переб(_)рать старые вещи, подм(_)тать пол и прот(_)рать вековую пыль.
Рекомендации
Выполняйте больше упражнений на корни с чередованием, так вы лучше их запомните. Устно или даже письменно группируйте корни по признакам при выполнении домашней работы. Это поможет запомнить правила правописания.
Учите теорию, не забывайте о практике, и вас ждёт успех!