Чего хочет от ученика преподаватель, требуя провести комплексный анализ текста? План такого задания включает несколько пунктов, которые мы рассмотрим в данной статье. В работе должны быть учтены исторические реалии, в которых создавалось произведение, характеры и роли героев (как главных, так и второстепенных), особенности языка и построения структуры текста.
Контекст
Автор исследуемого вами произведения – обычный человек, существующий в какой-то исторический период времени. Проблемы в общественной жизни, политическая напряженность, личные переживания налагают неизгладимый отпечаток на публикуемые им произведения. Изучите, какие факторы способствовали написанию книги, а если сможете, найдите параллели между сюжетными линиями и реально происходившими в мире событиями. Всё это составит первый пункт плана анализа текста по литературе.
Часто взаимоотношения героев разворачиваются на фоне крупных внутри- и внешнеполитических событий: гражданских и международных войн, революций, бунтов и восстаний, принятия резонансных законодательных актов. Бывают в тексте отражены природные явления: засуха и последующий голод, затмения, которым приписывается символическое значение, затопление территорий.
Основная идея
Выделите главную идею произведения. Каков посыл, что хочет донести автор до читателя? Вокруг какой темы строится повествование? Укажите, каким образом писатель подготавливает почву для содержательной части.
Составляя план анализа текста, обратите внимание на ключевые слова, часто фигурирующие в произведении. Опираясь на них, вы легко сможете выделить сюжетные линии, острые и дискуссионные вопросы. Кроме того, это упростит вашу задачу. «Подобрать слова» - это зачастую самое сложное, когда понимаешь смысл, но не можешь передать его средствами языка. Такой навык приходит только с опытом.Типы речи
Какими стилистическими средствами пользуется автор, выражая свои мысли? Возможно, он использует повествовательный тип речи: вы следите за действиями персонажей, процессом их общения в различном окружении. Временами фокус внимания переключается на «декорации» и формы – писатель уточняет детали, использует описание объектов с целью создания большей реалистичности картины, буквально «рисует» в воображении человека, держащего в руках книгу.
Самым трудным типом для анализа является рассуждение, в котором приводятся аргументы, отстаивается определенная точка зрения автора, которая может быть отлична от вашей. Написание работы по произведению такого вида может стать настоящим испытанием, если вы в корне не согласны с представленными доводами. А подобрать свои аргументы бывает порой весьма непросто.
Стиль
Разговорный стиль используется обычно при описании общения героев. Если персонажи относятся к необразованному населению, к крестьянству и т. д., то автор может использовать даже сниженную и грубую лексику; если же общаются аристократы или представители иных «высших кругов», то им по тексту принадлежат зачастую чересчур возвышенные слова. Это стоит отметить при комплексном анализе текста (план предусматривает анализ используемых стилей).
Текст может включать также художественный или публицистический стиль – язык газет, журналов и иной периодики. Существует также разновидность речи, применяемая в оформлении документов и иных деловых бумаг. Такой стиль называется официально-деловым.
Поведение героев
Понаблюдайте за тем, что делают и говорят персонажи. Какова их функция? Зачем они были введены писателем в ход повествования, включены в авторский план? Анализ художественного текста не может обойтись и без оценки их деятельности. «Что такое хорошо и что такое плохо?» - это, конечно, очень спорный вопрос. Однако вы как исследователь обязаны хотя бы попытаться на него ответить с применением аргументов и примеров из книги.
Авторские особенности
Отметьте, какие обороты речи, художественные и стилистические структуры выделяют творения выбранного писателя среди многих других? Какие лексические единицы он употребляет чаще, чем другие? Что вы можете сказать про авторскую морфологию, синтаксис, фонетику? Такие детали и создают в итоге полный портрет литературного классика.
Художественные средства
Какие конструкции вы можете увидеть в тексте? Какие из них используются чаще других? Этот пункт ни в коем случае нельзя опускать в плане анализа прозаического текста. Преподаватель рассказывал вам эту тему и будет рад увидеть применение полученных вами знаний.
Возможно, автор часто иронизирует или отличается саркастическими выпадами в отношении персонажей? Это свойственно многим литераторам. В особенности отличаются обилием таких элементов произведения Бернарда Шоу или Марка Твена. Русские писатели также любили пошутить: и Пушкин, и Гоголь, и даже Маяковский, – почитав их творения, вы непременно увидите, о чем идёт речь.
С другой стороны, текст может изобиловать эпитетами, метафорами, гиперболами и литотами – все эти термины вы должны знать из уроков литературы. Все эти инструменты часто используются, например, при описании природы или оценке одними персонажами действий и характеров других.
План анализа текста также должен включать внимательный разбор фонотактической составляющей и ритмики, если вы работаете с произведением, написанным в стихотворной форме. Поэмы, эпиграммы, баллады, песни – каждый из этих жанров имеет особенности, которые необходимо выделить явным образом. В противном случае преподаватель снизит вам оценку.
Достижения
Переходя к заключению работы, в последнем пункте плана анализа текста запланируйте изучить, какой след оставило выбранное вами произведение в истории. Возможно, речь стоит вести не только о конкретной работе, но и о писателе: какие его произведения можно упомянуть наряду с анализируемым?
В чем важность его работ тогда, в прошлом, и сейчас? Ни одно произведение не входит в курс уроков литературы случайно. Постарайтесь раскрыть эту тему.
Заключение
Итак, план анализа текста, рассмотренный в данной статье, состоит почти из десяти пунктов, каждый из которых должен быть освещен в вашей работе.
Если вы сделаете всё в соответствии с представленной рекомендацией, преподаватель будет доволен и поставит вам отличную оценку. Разумеется, от глубины и качества ваших рассуждений и аргументации многое зависит, однако уже само наличие структуры, затрагивающей все интересующие педагога вопросы, добавит к вашей отметке дополнительный балл.