Метрополитен Екатеринбурга – самая новая из советских линий метро. И в то же время первая по счёту на Урале. Дата открытия – 26 апреля 1991 года. Включает в себя 9 станций. Время работы – с 6:00 утра до 24 ночи. Промежуток времени между приходами поездов на станцию – от 4 до 11 минут.
По состоянию на 2014 год общая протяжённость метрополитена составляет 13,8 км. Среднее расстояние между станциями – 1,42 км. За год метрополитен пропускает через себя 52 млн. чел. Количество составов метрополитена – 15, число вагонов в одном составе – 4. Метрополитен имеет 1 депо.
Метро в Екатеринбурге довольно многолюдно. Количество пассажиров, приходящееся на 1 километр пути, уступает только Московскому, Питерскому и Новосибирскому метро.
История метрополитена
Идея строительства метрополитена в Екатеринбурге впервые возникла ещё в начале 60-х годов 20 века. Метро планировалось выполнить в виде двух линий, пересекающих город в направлении запад-восток и север-юг.
Начало строительства пришлось на август 1980 года. Первой была возведена станция "Уральская". Сложный рельеф и неравномерная застройка привели к тому, что станции метрополитена строились на разной глубине.
Метро предполагалось открыть в 1987 году, но затем сроки 2 раза переносили, что было связано с отставанием от графика строительных работ. Движение поездов началось на следующий день после официального открытия – 27 апреля 1991 года. Строительство продолжалось и в 1990-е. В результате введён в эксплуатацию ряд новых станций, а общая длина линии метрополитена удвоилась. До 2012 года было добавлено ещё 3 станции: «Геологическая», «Ботаническая» и «Чкаловская».
В создании Екатеринбургского метрополитена активное участие принимал бывший президент России Борис Николаевич Ельцин.
Мобильная связь в метрополитене обеспечивается сетью от 5-ти операторов мобильной связи: «Билайн», «МТС», «Мегафон», «Tele2 Россия», «Мотив». Все эти станции работают и в самом городе Екатеринбурге.
Поезда метрополитена Екатеринбурга
Поезда для метро были закуплены в 1989 г. Это были вагоны советского производства, изготовленные в Ленинграде на заводе имени Егорова (нынешний «Вагонмаш»). Большинство из них оставались в депо до конца 1994 года, когда были открыты новые станции, а движение стало более интенсивным. Эти поезда использовались в метро до 2011 года, после чего протяжённость метрополитена увеличилась на 4,2 км; были добавлены 2 новые станции. Для обеспечения движения по обновлённому метро докупили ещё 2 состава из четырёх вагонов. Они также были произведены в Санкт-Петербурге, но уже на Октябрьском заводе.
В техническом плане новые и старые вагоны практически идентичны. Отличия касаются внешних атрибутов. Так, у новых вагонов более современный салон, выполненный из светлого пластика, сиденья на 6 человек, другое расположение поручней и откидывающиеся форточки. Также отличия касаются расположения фар. Старые составы, начиная с 2013 года, были подвергнуты капитальному ремонту.
Руководство метрополитена Екатеринбурга
Первым директором метрополитена Екатеринбурга был Титов Иван Александрович. Он руководил Екатеринбургским метро с 1991 по 2011 год. Следующим директором был назначен Владимир Шафрай, который по-прежнему является действующим и управляет метрополитеном с 4 марта 2011 года.
Отделом полиции на метрополитене Екатеринбурга заведует Макаров Александр Александрович.
Система станций
Метрополитен состоит из одной линии меридионального направления. На ней числится 9 станций с платформами для составов из 5-ти вагонов. Станции хорошо оформлены и декорированы, причём каждая – в своём индивидуальном стиле. Однако посетители отмечают недостаток в уровне освещения.
По мнению пользователей, побывавших в разных метрополитенах, екатеринбургский отличается особым (уральским) колоритом станций, отсутствием мусора, бомжей и попрошаек, большей скоростью движения эскалатора и многолюдностью. Вагоны отличает обилие рекламных вывесок и мониторов. Станции имеют небольшой размер и качественно отделаны. Многие выполнены в авангардном стиле.
Планы на будущее
Будущий метрополитен Екатеринбурга, предположительно, будет состоять из трёх линий. Первая (существующая) линия будет дополнена ещё одной станцией: «Бажовская» (между «Чкаловской» и «Геологической»), однако сроки начала строительства пока не определены. По длине линия может вырасти за счёт продолжения на юг, до района Уктус; в северном направлении – на территорию района Эльмаш.
Вторая линия будет проложена в направлении запад-восток через город. Она будет включать несколько новых станций, из которых 3 будут сооружаться с использованием котлована, а остальные – за счёт подземных работ. Общая сумма на строительство второй линии предположительно составит 90 млрд. руб., однако до 2020 года никаких конкретных работ не предусмотрено. Строительство планируется начать в 2021 году.
В более отдалённой перспективе предполагается строительство третьей линии метрополитена Екатеринбурга (направление юго-запад – северо-восток). Она будет проходить через 7 жилых районов.
Линии метрополитена будут пересекаться в центре, что сделает Екатеринбургское метро похожим на Киевское. Схема метрополитена Екатеринбурга включает все 3 линии метро.
Вопрос финансирования работ по строительству стоит очень остро. Местные власти заявляют о нехватке средств это мероприятие, а федеральные органы не спешат оказывать им финансовую помощь.
Музей метрополитена
Музей был открыт в апреле 2016 года по случаю достижения 25-ти летия со дня открытия движения в метрополитене. Он расположился непосредственно в административном здании Екатеринбургского метро.