Сегодня нас будет интересовать жалоба в ГИБДД. Этот документ встречается в реальной жизни с каждым годом все чаще и чаще. Все это из-за того, что граждане стали лучше разбираться в своих правах. Если сотрудники ГАИ незаконно оштрафовали, нарушили процесс задержания или просто вели себя неподобающе, можно обратиться в соответствующий орган с жалобой. Это право есть у каждого человека.
Далее мы постараемся понять, как составить упомянутый документ, а также разобраться, куда и при каких обстоятельствах направлять его.
Сроки
Жалоба об административном правонарушении ГИБДД может быть подана на рассмотрение только в определенный период времени. Если человек не уложился с оформлением заявления в установленные сроки, то обжалование тех или иных постановлений усложняется. Штрафы и постановления можно обжаловать в течение 10 суток с момента их получения на руки. Учитываются календарные дни. Это важно.
Куда направлять?
Куда может быть подана жалоба? В ГИБДД! Это наиболее распространенный расклад, который только может встречаться на практике. Когда человека не устраивает поведение сотрудников ДПС или он не согласен с выписанным штрафом, необходимо обратиться в ГАИ с соответствующим заявлением. Такой прием считается досудебным способом решения проблемных вопросов. Но иногда приходится направлять свои жалобы в суд. Сначала в районный, а затем в вышестоящие судебные органы. В исключительных ситуациях возможно обращение в Роспотребнадзор и даже к прокурору.
Сроки рассмотрения
Как быстро те или иные органы должны отреагировать на поданный документ? Обычно срок рассмотрения жалоб в судах и иных инстанциях составляет месяц. Если за 30 дней гражданину не ответили, он может обращаться с жалобой в вышестоящие инстанции.
На постановление
Теперь рассмотрим более подробно причины составления жалоб в ГИБДД. Чаще всего под ними подразумевается недовольство постановлением ГАИ. Основаниями для обращения с заявлением об обжаловании наказания служат разные обстоятельства.
К примеру, на сотрудника ГАИ можно пожаловаться, если он:
- поставил подпись в постановлении, не желая разбираться в ситуации;
- отказался вносить в протокол свидетелей;
- нарушил процедуру составления протокола или задержания нарушителя.
Как правило, жалоба на сотрудника ГИБДД должна быть обоснованной. Ведь если заявитель решил запятнать честь работника правоохранительных органов, ему самому придется понести наказание.
Форма
Какую форму будет иметь изучаемая бумага? Как правило, жалоба в ГИБДД или на ГАИ - это документ, представленный исключительно в письменной форме. Он может быть написан от руки или распечатан на ПК. Главное, чтобы бумага имелась на материальном носителе. Можно ли воспользоваться электронной претензией? Да, такая практика действительно есть. Но лучше обойтись обычным бумажным заявлением. Этот прием необходим для того, чтобы обезопасить заявителя от возможных проблем.
Составляющие
Жалоба в суд на ГИБДД, как и претензия в Госавтоинспекцию, в принципе, не имеет никакого точного бланка. Несмотря на это, граждане должны в обязательном порядке соблюдать некоторые общепринятые правила. И претензия, и иск имеют четкую структуру. Она помогает максимально точно и правильно изложить мысли.
Жалоба будет состоять из:
- "шапки";
- названия бумаги;
- основной части;
- приложения;
- заключения.
Ничего непонятного или трудного в поставленной задаче нет. Внешне жалоба похожа на самое обычное заявление.
Информация в документе
А какие сведения должны отражаться в жалобе в ГИБДД? Ответ на этот вопрос зависит от того, на что жалуется заявитель. Несмотря на это, можно выделить точный перечень данных, без которых обойтись не получится. О чем идет речь?
В претензиях обычно содержится следующая информация:
- полное наименование органа, рассматривающего запрос;
- Ф.И.О руководителя органа;
- Ф.И.О заявителя;
- адрес жительства гражданина;
- контактные сведения;
- подробное описание ситуации;
- перечень приложенных документов;
- доводы, на которые ссылается гражданин;
- дата обращения;
- подпись заявителя.
Особое внимание придется уделить описанию обстоятельств, при которых возникли претензии. Они, как показывает практика, должны быть подкреплены доказательствами.
Доводы
Хочется подать жалобу в ГИБДД? Для того чтобы сделать это, гражданину придется ссылаться на те или иные обстоятельства. Без видимых причин жаловаться на правоохранительные органы нельзя - это чревато серьезными последствиями.
Наиболее часто доводами для жалобы являются следующие пункты:
- нет достаточных доказательств вины гражданина;
- мотивированность постановления слабая или необоснованная;
- выводы сотрудников ГАИ не соответствуют действительности;
- закон был истолкован неверно при наказании человека;
- доказательства, указывающие на невиновность гражданина, проигнорировали.
Нарушения процедурных правил и прочие процессуальные ошибки могут являться основаниями для освобождения от выписанного постановления. Поэтому их тоже можно использовать в качестве доводов.
Общие принципы
Жалобу в суд на постановление ГИБДД подавать рекомендуется тогда, когда обращение в ГАИ с претензией не принесло результатов. Как правильно составить изучаемую бумагу? Мы уже ознакомились с некоторыми правилами оформления документа. Но это еще не все. Жалобу необходимо составлять с учетом следующих нюансов:
- текст пишется только разборчивым почерком (или отпечатывается на компьютере);
- рассказ должен быть связным, развернутым и кратким одновременно;
- основная часть отражает действительность произошедшего;
- все доводы подкрепляются доказательствами;
- бумага пишется с учетом соблюдения пунктуации и грамматики.
То есть заявление с претензией должно быть не только правильно оформлено, но и содержать грамотный, правдивый текст. Запросы с ошибками могут быть отклонены.
Об отправке
Образец жалобы в ГИБДД будет представлен нашему вниманию позже. Отныне нам известны все ключевые моменты, учитываемые при составлении изучаемой бумаги. Осталось разобраться, как правильно подать ее в тот или иной орган.
Отправка документа может производиться:
- через Интернет;
- почтой;
- выдаваться лично в руки.
В целях безопасности рекомендуется подавать претензии на рассмотрение путем отправки заказных писем с уведомлением о получении. При всем этом жалоба в ГИБДД направляется в двух экземплярах: один - в ГАИ, другой - заявителю. Подобный прием избавит от проблем в будущем, если придется обращаться в суд или в вышестоящие инстанции.
О доказательствах
Написать жалобу на сотрудника ГИБДД или на постановление - это только половина дела. Чтобы добиться успехов, придется подготовить доказательства своей позиции.
К ним можно отнести:
- показания свидетелей;
- аудио- и видеоматериалы;
- фотографии;
- прочие доказательства.
При этом медиафайлы не должны подвергаться редактированию. Иначе такие доказательства не будут учтены при рассмотрении претензий.
Советы водителям
Жалобу на постановление об административном правонарушении ГИБДД лучше первым делом подавать в местный орган ГАИ. Не исключено, что вопрос решится мирно и в кратчайшие сроки, особенно если претензия обоснованная.
Как вести себя человеку, которого незаконно обвиняют в нарушениях? Перед подачей жалобы установленной формы рекомендуется следовать некоторым советам. А именно:
- во время беседы с сотрудниками ГАИ вести себя культурно;
- воздерживаться от оскорблений и эмоций;
- сразу уточнить, с кем конкретно будет общаться "нарушитель";
- фиксировать поведение сотрудников (и свое в том числе) на диктофоны и камеры.
Желательно иметь в машине видеорегистратор. Такая техника помогает быстро фиксировать беседу с сотрудниками ГИБДД на камеру. Она уже не раз спасала водителей от незаконных штрафов.
Практика
Как часто удовлетворяются жалобы в ГИБДД? Практика показывает, что многие водители жалуются на незаконно выписанные "письма счастья". В частности, из-за того, что нарушения фиксируются специальными камерами. Работники ГАИ РФ отмечают, что техника такого рода еще плохо справляется со своей работой. И поэтому штрафы, выписанные при помощи средств автофиксации нарушений ПДД, довольно легко проходят обжалование.
Если была подана жалоба в суд на постановление ГИБДД, то она тоже может быть удовлетворена. Достаточно доказать свою невиновность. Это значит, что право на обжалование действительно имеет место и в теории, и на практике. Подача претензий на действия ГАИ не является пустой тратой времени.
Образец
Можно познакомиться с наглядным примером жалобы в ГИБДД. Ниже представлен образец-шаблон. Это не значит, что претензия обязательно должна иметь подобный вид. Тем не менее здесь продемонстрированы основные принципы создания документа.
Аналогичным образом будет выглядеть иск в суд. С созданием изучаемых бумаг способен справиться даже неопытный гражданин. Главное, поторопиться с подачей претензии в ГИБДД. Иначе право на пересмотр спорного вопроса будет утрачено, и восстановить его удастся в исключительных случаях через суд.
Итоги
Мы выяснили, как правильно написать, оформить и подать жалобу в ГИБДД. Этот процесс может доставить немало хлопот, но при своевременной подготовке они будут минимальными. Шанс на удовлетворение поданных жалоб есть у каждого. Право на обжалование постановления отнять в первые 10 дней после выписки штрафа никто не может. И запретить подачу претензий на действия сотрудников ГАИ нельзя. Об этом должен помнить каждый современный гражданин.
Главное - не бояться отстаивать свои права. Спокойное, уверенное поведение тоже не помешает. Если у человека есть реальное основание для жалобы в ГИБДД, то, скорее всего, все выдвинутые требования будут удовлетворены. Например, гражданина могут полностью освободить от штрафа или уменьшить его размер в соответствии с действующим законодательством.