Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Формула. Применение

Индекс Херфиндаля-Хиршмана представляет собой один из основных индикаторов, с помощью которого можно различить рынки чистой монополии, олигополии, монополисткой и совершенной конкуренций. Он показывает, какое количество компаний представлены в конкретном рыночном сегменте, какова доля выпускаемой ими продукции.

Формула для определения индекса

Формула индекса Херфиндаля-Хиршмана имеет следующий вид: HHI=S12+S22+…+Sn2,

где S12 и S22 — это возведённая в квадрат процентная доля товаров и услуг компании в определённой отрасли. Эта часть определяется как отношение продаж производителя на рынке ко всему объёму товаров или услуг в этой отрасли. Полученная величина должна находиться в диапазоне между 1 и 10000. Показатель в 10000 означает полную монополизацию сектора экономики одной компанией.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана показывает уровень концентрации в отрасли. Необходимо отметить, что этот параметр тесно связан с коэффициентом монополизма власти Лернера. Кроме того, следует подчеркнуть, что HHI представляет собой эффективный индикатор изменения рыночной доли той или иной компании. Также он способен косвенно указывать на размер экономической прибыли, получаемой благодаря использованию монопольной власти.

Приведённая формула даёт возможность размежевать влияние на HHI количества компаний в отрасли и разделение рынка между ними. При условии, что все производители контролируют одинаковые части отрасли, показатель разброса будет равен нулю. Тогда значение HHI имеет обратно пропорциональную связь с числом представленных на рынке компаний. В то же время при фиксированном количестве производителей HHI увеличивается при росте разницы между частями фирм в отрасли.

индекс херфиндаля хиршмана

Использование индекса

Как уже было сказано, индекс Херфиндаля-Хиршмана указывает на уровень монополизации определённого сектора экономики. Он широко используется министерством юстиции США для анализа готовящихся сделок по слиянию. Кроме того, с 1982 года HHI является базовым параметром, который используется в Америке для реализации государством антимонопольной политики. Фундаментальным достоинством индекса является способность наглядно демонстрировать перераспределение частей отрасли между разными компаниями.

индекс херфиндаля хиршмана формула

Индекс Херфиндаля-Хиршмана как способ борьбы с монополиями

При анализе индекса оценивается уровень концентрации в отрасли. На практике это означает, что, чем ближе рынок к монополии, тем ниже уровень конкуренции и выше концентрация. Приведём пример. Если отрасль целиком занимает одна компания, то HHI будет равен 10000, так как эта фирма имеет стопроцентную долю на рынке. В данном случае, очевидно, речь идёт о монополии.

С другой стороны, если в конкретной отрасли представлена тысяча компаний, рыночная доля каждой из которых стремится к нулю, то индекс также будет равняться близкому к нулю значению. Это, в свою очередь, указывает на существование в отрасли практически совершенной конкуренции. В соответствии с методикой, применяемой в Министерстве юстиции США, отрасль с индексом Херфиндаля-Хиршмана меньше 1000 считается конкурентной. Если значение HHI находится в диапазоне между 1000 и 1800, то рынок в меру сосредоточенный. Показатель, превышающий 1800, свидетельствует о высокой концентрации в секторе экономики.

индекс херфиндаля хиршмана показывает

HHI и коэффициент Лернера

HHI и коэффициент Лернера взаимосвязаны, так как последний представляет собой отношение индекса Херфиндаля-Хиршмана и значения эластичности спроса. Однако у этой формулы есть один недостаток. Для того чтобы точно вычислить HHI, необходимо знать части на рынке всех производителей конкретного товара или услуги. А это, в свою очередь, не всегда представляется возможным из-за их большого количества.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 6
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.