Что такое эвристическая беседа

Метод беседы в обучении был разработан еще древнегреческим мыслителем и философом Сократом. Слово «эвристика» в переводе с древнегреческого означает буквально «находить», «отыскивать». Этот способ при помощи специальных вопросов, искусно сформулированных преподавателем, позволяет ученику прийти к правильному ответу самостоятельно.

эвристическая беседа

Определение

Сегодня эвристическая беседа – это коллективный метод мышления, или же беседа между учащимися и учителем на определенную тему. В педагогике такой метод носит название проблемного обучения. Нужно отметить, что применение этого метода должно проводиться только с теми учащимися, которые уже обладают определенной базой знаний по предмету.

Преимущества метода

Смысл эвристической беседы состоит в том, что преподаватель при помощи специальных вопросов наталкивает свою аудиторию на получение правильных ответов. Учитель побуждает учащихся использовать уже накопленный опыт, сравнивать между собой предметы и явления, делать верные умозаключения. Так как этот тип обучения относится к коллективным, он позволяет создать атмосферу групповой заинтересованности. А это позволяет учащимся осмыслить уже имеющуюся информацию, способствует развитию их мышления – как логического, так и творческого.

эвристическая беседа пример

Минусы

Однако, несмотря на все достоинства, метод эвристической беседы имеет и свои недостатки. Первый, как уже было указано, состоит в необходимости наличия у учащихся определенного багажа знаний. Без опыта они не смогут размышлять над поставленными вопросами в верном направлении, это сможет лишь еще больше затруднить их понимание предмета. Следующий недостаток заключается в том, что этот тип обучения относится к групповым – его сложно применять в индивидуальном обучении. Также метод эвристической беседы требует от преподавателя тщательной подготовки. Нередко она занимает больше времени, чем само занятие. Учитель должен разделить планируемую беседу на логические части, сформулировать немало вопросов, расположить их в правильно порядке, который будет соответствовать логике рассуждений.

Один из основных инструментов эвристической беседы – это постановка вопросов. Каждый вопрос должен вызвать мысленный резонанс у учеников, побудить их к активному мыслительному процессу, поиску правильного ответа на вопрос. Именно поэтому данный способ очень хорошо развивает сообразительность в любом возрасте. Такие вопросы принято называть «продуктивными».

Какими должны быть ответы?

К ответам учеников также предъявляется ряд требований. В первую очередь, они должны отражать самостоятельность рассуждений учащегося. Нельзя ставить перед учениками сразу несколько вопросов – это только будет способствовать рассеиванию фокуса их внимания. Преподаватель должен хвалить учеников за вопросы к себе и группе. Он должен как можно чаще обращаться к учащимся, предлагая поразмыслить над уже прозвучавшими вопросами, откорректировать ответ, данный товарищем. Нельзя ограничиваться работой только с активными учащимися – нужно вовлекать и молчаливых. Нередко случается так, что безынициативный ученик ведет себя так только из стеснения, хотя на самом деле он хотел бы принять участие в беседе.

Также немаловажное значение для проведения эвристической беседы несет та обстановка, в которой она проводится. Занятие должно проводиться в доброжелательной и непринужденной атмосфере. Важно не только то, что говорит преподаватель, но и каким образом он это делает – каков его тон разговора, мимика. Завершить беседу необходимо подведением общих результатов.

метод эвристической беседы

Как подготовиться?

При подготовке к проведению эвристической беседы преподаватель должен следовать плану:

  1. Сначала четко поставить цель беседы с учениками.
  2. Заранее составить план-конспект занятия.
  3. Подобрать соответствующие наглядные средства для донесения информации.
  4. Правильно сформулировать основные и дополнительные вопросы, которые предстоит задать учащимся в процессе беседы.

Важнейшей частью при этом является подготовка вопросов. Они должны быть логичными и четко сформулированными. Также обязательным условием является их соответствие уровню знаний учеников. Помимо этого, вопрос не обязательно должен содержать ответ в скрытом виде. Вопросы задаются всей группе учеников. После того, как им было дано время на обдумывание правильных ответов, вызывается один из учащихся. Остальных также необходимо привлекать к процессу обсуждения. Другие ученики могут корректировать, дополнять и уточнять ответ. Беседа является одним из самых сложных методов, поскольку требует напряжения сил как от преподавателя, так и от группы учеников. Учитель должен обладать высоким уровнем мастерства, внимательно выслушивать ответы, одобрять правильные, исправлять и комментировать ошибочные мнения, вовлекать в процесс всю группу учеников.

эвристическая беседа по истории

Пример эвристической беседы

Ценность данного метода заключается в том, что с его помощью преподаватель может сделать вывод о том, каков актуальный уровень знаний учащихся по предмету. Он может оценить уровень их познавательной активности – вопросы учеников могут послужить своеобразной обратной связью между ними и преподавателем. Именно поэтому данный метод пользуется популярностью у преподавателей школ и ВУЗов. Нередко учителям различных предметов необходимо отыскать пример эвристической беседы. Однако, даже обладая приблизительным планом занятия, учитель должен помнить: данный метод требует умения импровизировать. Также преподавателю необходимо досконально знать свой предмет, чтобы вовремя суметь направить беседу в нужное русло. Приводим пример эвристической беседы на тему географических открытий:

  1. Задать ученикам вопрос о том, в чем заключались причины Великих географический открытий.
  2. Спросить аудиторию, каковы сходные черты между открытием Америки и обнаружением пути в Индию.
  3. Как ученики относятся к покорению европейцами Америки? Попросить их пояснить свое мнение.

Также преподаватель может задать учащимся вопрос о том, каким образом христианские миссионеры способствовали распространению знаний по различным территориям. Можно натолкнуть группу учеников на мысль, что именно благодаря великим географическим открытиям начал происходить обмен различными растениями и животными между континентами.

эвристическая беседа на уроке истории

Эвристическая беседа на уроке истории

Данный метод по своей эффективности не уступает традиционному проведению занятий в виде лекции. Решение одного вопроса будет порождать у учащихся второй, третий и так далее. С помощью данной методики школьникам будет легче понять логику исторических событий, понять и оценить их смысл. Эвристическая беседа по истории готовится на базе той темы, которую учитель планирует представить на уроке. В качестве примера рассмотрим такой тип беседы на тему «История Китая». Эти вопросы учитель может взять на вооружение, составив план проблемной беседы на тематику собственного урока.

  1. Вспомните, кем в XVIII веке был завоеван Китай?
  2. Что принесло господство чужеземцев его народу?
  3. Сколько времени оно продолжалось? Как было свергнуто? Почему завоеватели переняли от побежденных язык и культуру?

эвристические беседы с дошкольниками

Применение метода с дошкольниками

Проведение эвристических бесед с дошкольниками – не менее эффективно, чем с более старшими учащимися. Детям можно поставить ряд ситуационных задач. Например, что делать, если в квартире случился пожар? Как поступить, если видишь, что тонет человек? А какие действия необходимо предпринять, если прорвало кран, а взрослых нет дома? Все эти вопросы помогут детям научиться мыслить в сложной ситуации.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.