Су-57 – истребитель 5-го поколения, разработанный в ОКБ им. Сухого в рамках проекта ПАК ФА. До конца лета 2017 года машина была более известна под индексом Т-50, пока не получила свое серийное название. Данная машина разрабатывалась как более современная замена истребителю Су-27 и противовес американскому F-22. По конструкции и характеристикам Су-57 полностью соответствует пятому поколению. В 2010 году он впервые поднялся в небо. В 2013-м было запущено мелкосерийное производство пробных версий, необходимых для испытаний. В 2016 году появилась официальная информация о том, что серийные поставки самолета начнутся уже в 2018 году. Давайте познакомимся с техническими и тактическими характеристиками Су-57 и историей создания этого самолета.
Разработка
Прежде чем приступить к обзору характеристик Су-57 и его особенностей, познакомимся с историей создания первого самолета пятого поколения, построенного в РФ. Еще в конце 1990-х ВВС СССР определились с требованиями, выдвигаемыми к истребителю нового поколения, который должен был сменить модели Су-27 и Миг-29. Опираясь на эти требования, КБ им. Сухого создало прототип самолета Су-47, а РСК «Миг» – 1.44. Распад Советского Союза привел к экономическому спаду и остановке работ по созданию нового истребителя. Вскоре проект 1.44 перестали финансировать и закрыли, а Су-47 начали использовать как летающую лабораторию.
Лишь в 2002 году работы по проекту принципиально новой машины были восстановлены. Так началась история Су-57, характеристики которого мы сегодня рассмотрим. Разработку самолета поручили КБ Сухого. В своем детище оно должно было опираться на конструкторские решения проектов Су-47 и Миг 1.44, а также современные технологии, которые с конца 90-х, конечно же, сделали решительный шаг вперед. В 2004 году президент России В. Путин познакомился с макетом самолета, а через год разработка начала активно финансироваться.
Испытания
В январе 2010 года самолет первый раз поднялся в небо. Сергей Богдан - заслуженный летчик-испытатель РФ, около 45 минут держал машину в воздухе. 14 марта следующего года в ходе очередных испытаний новый истребитель преодолел звуковой барьер. Данному достижению предшествовало порядка 40 испытательных полетов, после каждого из которых характеристики Су-57 улучшались.
В июле 2012 года в небо поднялся третий образец машины, оборудованный бортовой радиолокационной системой. К осени 2013 года опытные образцы Су-57 совершили более 400 полетов. В сентябре 2015 года было объявлено о начале завершающей стадии испытаний. В ноябре 2016 года в небо поднялся уже 7-й опытный образец истребителя. В последнем квартале 2017 года в небо должен подняться первый самолет Су-57 с мотором нового образца.
В июле 2017 года Юрий Слюсарь – президент ПАО «ОАК» (Объединенной авиастроительной компании) заявил, что начало передачи установочной партии истребителей Су-57 (12 экземпляров) запланировано на 2019 год. При этом все самолеты кроме двух будут оборудоваться моторами первого этапа. Месяцем позже Главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Бондарев сообщил, что первые серийные экземпляры нового самолета будут переданы ВВС уже в 2018 году.
Конструкция: общие сведения
С появлением первых упоминаний о Су-57 характеристики и фото этого самолета стали интересовать всех. Но если фото доступны любому желающему, то технические параметры пока что не разглашаются. Львиная доля информации о технических характеристиках Су-57 является засекреченной. Широким массам доступны лишь приблизительные данные, которых, в принципе, для простых обывателей более чем достаточно.
Предполагается, что размах крыла и длина корпуса у Су-57 немного больше, нежели у американского F-22, однако меньше, чем у предшествующего ему Су-27. По массе новый истребитель, как и Су-27, скорее всего, относится к тяжелым истребителям. Вот что точно известно, так это его принадлежность к тому самому 5-му поколению, отличительными чертами которого являются малозаметность, сверхзвуковая крейсерская скорость, способность к маневрам с большой перегрузкой, многофункциональность и наличие передовой электроники. Теперь разберем характеристики самолета Су-57 подробнее.
Кабина
Из-за особенных характеристик и типа Су-57 ширина его одноместной кабины больше, нежели у модели Су-27. Оборудование во многом унифицировано с истребителем Су-35С, который относят к поколению «4++». Кабина пилота оснащается генератором кислорода.
Информация отображается посредством 2 15-дюймовых многофункциональных индикаторов МФИ-35, одного МФИ меньшего размера (справа снизу), одного резервного индикатора, отображающего текущую полетную информацию (справа сверху), коллимационной системы ШКС-5 и речевого информатора. Кроме того, часть данных отображается прямо на стекле шлема летчика.
Фонарь кабины состоит из передней (козырек) и задней частей. Чтобы его открыть, нужно сдвинуть заднюю часть назад, подобно тому, как это делается в модели Т-10. 1-я и 3-я версии Т-50 имели продольный переплет на задней части, в остальных моделях его нет. На внутренней стороне фонаря нанесено радиопоглощающее покрытие, которое снижает заметность самолета на 30%. Известно, что в недалеком будущем фонарь истребителя может получить значительные изменения.
По данным Сергея Позднякова – гендиректора и главного конструктора проектного предприятия «Звезда», Су-57 получит совершенно новое катапультное кресло. Оно будет превосходить предыдущие варианты кресел, используемые в ВВС РФ по всем параметрам.
Главная особенность новой катапульты – использование малогабаритной системы электронного управления движением кресла, которая может взаимодействовать с информационной системой истребителя. Система способна автоматически анализировать скорость движения самолета, высоту полета, углы крена и прочие параметры. Кроме всего прочего, она учитывает вес и рост летчика. Новое кресло испытывалось параллельно с самолетом. Система жизнеобеспечения, кислородная система и прочее снаряжение также были разработаны с чистого листа.
Планер
Интегральный планер истребителя Су-57 выполнен по нормальной аэродинамической схеме и имеет среднерасположенное трапециевидное крыло, которое плавно сопрягается с фюзеляжем. Широкий фюзеляж составляет порядка 45% размаха крыла. Угол стреловидности равен 48 градусам по передней кромке и 14 градусам - по задней. Механизация крыла представлена элеронами, флаперонами и носками крыла. Приводы элеронов и флаперонов располагаются под крылом и скрываются под продолговатыми обтекателями, слегка выступающими с основной плоскости. На концах крыльев есть скосы.
Крыло оборудовано развитым наплывом, передняя часть которого поворотная. Когда моторы самолета заглушены, поворотные части наплыва пребывают в висячем состоянии. В случае отказа во время полета они принимают отклоненное нерабочее положение. На предыдущих истребителях семейства Су (30-я, 33-я и 34-я модели) ПГО (переднее горизонтальное оперение) использовалось для повышения маневренности ввиду отсутствия моторов с УВТ (управлением вектором тяги). Наличие ПГО позволяет повысить маневренные характеристики самолета в вертикальной плоскости, в особенности на передних углах атаки. Благодаря ему увеличивается диапазон критических режимов до момента срыва потока с управляющих и несущих плоскостей. В целом же, эффективность ПГО по сравнению с моторами, оснащенными УВТ, ниже.
Хвостовое оперение истребителя Су-57, характеристики которого мы сегодня рассматриваем, представлено цельноповоротными трапециевидными стабилизаторами и килями, развал которых для уменьшения заметности равен примерно 26°. У основания килей находятся небольшие воздухозаборники, необходимые для охлаждения различных систем самолета. Аэродинамическое торможение достигается путем отклонения килей, увеличивающего лобовое сопротивление.
У моторов есть также дополнительные воздухозаборники, расположенные под фюзеляжем. Мотогондолы размещаются по обе стороны плоского днища фюзеляжа на расстоянии примерно 1,3-1,4 метра друг от друга. Подобным образом располагаются две пары створок отсеков с вооружением. Под местами соединения фюзеляжа и консолей крыла установлены два гребня с треугольным сечением. На их наружной поверхности установлены также створки отсеков вооружения.
В задней части самолета, между соплами моторов, выступая за них (как у самолета Су-27), располагается хвостовая балка, в которую вмонтирован контейнер парашютно-тормозной системы. На носовой части справа находится авиапушка, а слева – выдвижная штанга, с помощью которой истребитель может дозаправиться топливом в воздухе.
Самолет Су-57 имеет трехстоечное шасси, по конструкции похожее на аналогичный элемент модели Су-27. Все стойки складываются в сторону, противоположную направлению движения. Благодаря широкому фюзеляжу колея шасси составила целых 5,5 м. Двухколесная носовая стойка имеет пару посадочных фар и грязеотбойник. Основные стойки имеют по одному колесу диаметром в 1 м. При уборке в ниши, расположенные около наружных сторон воздухозаборников, они осуществляют поворот по двум осям.
Форма планера была выбрана из соображений малозаметности – важнейшей характеристики для Су-57 и всех современных истребителей. Что касается массы планера, то она была существенно снижена (по сравнению с предшественниками) за счет широкого использования композитных материалов (КМ). По словам А. Давиденко – главного конструктора самолета, на КМ приходится 25% массы пустого самолета и 70% площади. Давиденко также отметил, что у планера Су-57 в 4 раза меньше элементов по сравнению с Су-27. Последняя особенность позволяет сделать процесс сборки более быстрым и менее трудоемким, что существенно сказывается на цене самолета. Рассматривая характеристики Су-57, нельзя не отметить, что углепластиковые детали корпуса получили специальное молниестойкое покрытие.
Моторы
Прототип Су-57 и первые серийные образцы оснащались двигателями модели АЛ-41Ф1, которые получили рабочее название «Объект 117». Этот турбореактивный двухконтурный мотор имеет форсажную камеру и управляемый вектор тяги. Он был создан в НПО «Сатурн». Силовая установка позволяет развить сверхзвуковую скорость без применения форсажа. Она оснащается полностью цифровой системой управления и плазменной системой зажигания. В отличие от моторов самолета F-22, российский двигатель оснащается круглыми, а не прямоугольными соплами. От двигателя, используемого в самолете Су-35С, его отличает увеличенная сила тяги, сложная система автоматизации, новая турбина, пониженный расход горючего и цифровая система управления.
«Тип 30»
В рамках программы «ПАК ФА» также разрабатывается силовая установка 2-го этапа, получившая рабочее наименование «Тип/Изделие 30». В сентябре 2016 года опытные образцы этого мотора были построены и поступили на первые испытания. Этот двигатель был создан с нуля. По словам создателей, в нем внедрено множество новшеств и некоторые из них не имеют аналогов. Первый полет Су-57 с новыми двигателями, характеристики которых пока не разглашаются, запланирован на четвертый квартал 2017 года.
Вооружение
Истребитель будет вооружаться 30-миллиметровой авиационной пушкой модели 9-А1-4071К, которая представляет собой усовершенствованную версию пушки ГШ-30-1, выпускаемой для самолетов Миг-29 и Су-27. Эта пушка способна отработать весь боекомплект в любом режиме огня. Во внутренние бомбоотсеки будут закладываться новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух» разной дальности. Они отличаются от предшественников повышенной чувствительностью, помехозащищенностью и возможностью обнаружения и захвата вражеской цели прямо во время автономного полета. Вероятно также, что на внешних узлах подвески будут использоваться ракеты «воздух-воздух» модели КС-172. В общей сложности, истребитель пятого поколения получил 14 типов вооружения.
Электронные системы
Радиолокационная система истребителя принципиально отличается от авиационной РЛС в традиционном понимании. Вместе с основной РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) на борт самолета установлен ряд вспомогательных станций, как активных, так и пассивных. Будучи разнесенными по всей поверхности фюзеляжа, они представляют собой так называемую «умную обшивку». Интегрированная многофункциональная РЛС получит 5 встроенных антенн.
Малозаметность
Для истребителей 5-го поколения такой показатель, как малозаметность, является одним из принципиальных и включает в себя ряд мер, снижающих вероятность обнаружения истребителя в инфракрасном, видимом световом и радиодиапазоне, а также акустически.
Снижение заметности самолета Су-57 в радиодиапазоне достигается не только за счет его формы и использования особых материалов (поглощающих и отражающих), но и за счет средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы). Кромки отдельных элементов планера ориентированы в строго ограниченных направлениях, а углы между поверхностями имеют определенный диапазон. Дабы избежать эффекта уголкового отражателя, инженеры исключили расположение деталей конструкции под углом 90° друг к другу. Кроме того, для снижения радиозаметности основное количество вооружения было спрятано во внутренние отсеки самолета.
Благодаря удачному маскировочному (камуфляжному) окрашиванию корпуса удалось снизить заметность истребителя в видимом диапазоне. Снижение инфракрасной (тепловой) заметности самолета достигается благодаря особой конструкции моторов.
Немаловажную роль в малозаметности современного истребителя играет способность получать данные о вражеских объектах, не выдавая при этом себя. С этой целью самолет оснащается системой пассивных датчиков и сенсоров, а также надежным каналом обмена информацией.
Технические характеристики истребителя Су-57
Параметры, приведенные ниже, частично являются предположительными (расчетными), так как точных данных в общем доступе нет.
Итак, основные характеристики Су-57:
- Длина – 19,7 м.
- Высота – 4,8 м.
- Размах крыла – 14 м.
- Колея шасси – 5 м.
- База шасси – 6 м.
- Масса пустого самолета – 18,5 т.
- Нормальная взлетная масса с полным топливным баком – 30,61 т.
- Максимальная взлетная масса – 37 т.
- Масса мотора – 1,35 т.
- Максимальная тяга – 880 (на «Тип 30» - порядка 11000) кгс.
- Тяга на форсаже – 15000 (на «Тип 30» - порядка 18000)кгс.
Летные характеристики Су-57:
- Предельная скорость – 2600 км/ч.
- Предельная бесфорсажная крейсерская скорость – 2100 км/ч.
- Практическая дальность с полным топливным баком: на дозвуковой скорости – 4300 км; на сверхзвуковой бесфорсажной скорости – 2000 км.
- Практический потолок – 20 км.
- Длина пробега/разбега – 350 м.
Экспортная версия
Для поставки в Индию, а в перспективе возможно и в другие страны, была создана экспортная модификация самолета Су-57, получившая название FGFA. ОАК и индийская компания HAL подписали договор о совместном создании и производстве истребителя 5-го поколения. По условиям соглашения, индийская сторона будет заниматься разработкой бортового ПК, навигационной системы, системы самозащиты и информационных дисплеев. Все остальные работы на себя берет фирма «Сухой». Доля HAL в проекте оценивается минимум в 25%. Предположительно, версия истребителя, созданная совместными усилиями РФ и Индии, будет поставляться на экспорт. Конечно же, технические характеристики истребителя Су-57, созданного для продажи, будут отличаться от моделей, поступающих на вооружение РФ. Ориентировочная цена такого самолета составит 100 млн долларов США.
Сравнение с F-22
Пока что в мире есть только один истребитель пятого поколения – американский F-22. Перспектива принятия Россией в скором времени на вооружение своего самолета 5-го поколения не могла не вызвать резонанс в экспертных кругах. Издание National Interest (США) опубликовало детальное сравнение технических характеристик Су-57 и F-22. По результатам исследования был обнаружен целый ряд преимуществ российского истребителя. Если говорить коротко, то Су-47 сильнее в условиях ближнего боя, а F-22– дальнего.
Кроме того, экспертная комиссия сделала такие выводы:
- В крыльях Су-57 установлен радар L-диапазона. Стелс-средства американского истребителя против него бессильны. Вместе с тем, этот радар нуждается в доработке, так как обладает недостаточной точностью для наведения ракет исключительно по его данным. Для F-22 в ближайшем времени не планируется создание такого радара.
- Су-57 будет оснащаться инфракрасным радаром обнаружения с первых экземпляров, а F-22 получит схожую систему лишь к 2020 году.
- Оба самолета оснащаются далеко не самой современной электроникой, поэтому традиционное превосходство американской авиации в авионике в этом случае не реализовано в полной мере. Американцы не скрывают, что многие системы их истребителя уже считаются устаревшими.
- F-22 может брать на борт шесть тяжелых дальних ракет, в то время как Су-57 только четыре. Вместе с тем, дальность пуска у российских ракет в два раза больше.
- Стелс-оборудование обоих истребителей ставит под сомнение целесообразность использования дальних ракет – велика вероятность промаха при выстрелах с большой дальности, а также вероятность быстрого сближения, которое приводит к маневренному бою.
- За счет смены вектора тяги в 3 измерениях Су-57 обладает лучшими показателями маневренности. Американский истребитель способен менять вектор тяги лишь в двух измерениях, что в условиях ближнего боя может принести ему поражение.
- Российский военно-промышленный комплекс уже много лет превосходит американский за счет использования системы управления запуском ракет ближнего боя посредством специального шлема. Последний может производить пуск ракеты Р-73 по взгляду пилота. Подобная система для американских ВВС будет создана лишь к 2020 году.
Отдельно эксперты отмечают стоимость истребителей 5-го поколения. Независимо от страны-производителя, она слишком велика. Получается, что тактико-технические характеристики Су-57 и F-22 не имеют значения в силу сверхмалых объемов производства этих самых самолетов. Иными словами, обсуждать, какая машина лучше можно долго, но то количество экземпляров, которое России и Америке по карману произвести, вряд ли сможет оказать существенное влияние на исход крупного сражения.
Заключение
Рассмотрев историю производства и характеристики Су-57 – первого российского истребителя 5-го поколения, можно сделать вывод, что машина получилась очень достойной. Из-за распада СССР ее создание сильно затянулось (американский F-22 был пущен в серию в 2005 году), однако результат того стоил. На сегодняшний день по своим характеристикам самолет Су-57 не имеет аналогов в мире.