Безнапорные трубы: характеристики и применение

Железобетонные безнапорные трубы используются для сооружения самотечных систем водоотведения: канализации, водостока, дренажа. Они считаются наиболее экономичным и надежным материалом. Рассмотрим далее особенности безнапорных труб.

безнапорные трубы

Нюансы выбора

Внутренняя поверхность безнапорных труб должна иметь небольшую шероховатость. Чем меньше будет ее показатель, тем меньше вероятность образования налета и засорения.

При выборе труб безнапорных особое внимание нужно уделить устойчивости к абразивному износу. Кроме того, важно учесть параметры теплопроводности, способности к восстановлению формы, жесткости, ремонтопригодности.

Классификация

Следует сказать, что железобетонные трубы в целом выпускаются разных видов. Критерием для классификации служит назначение изделий. По этому признаку выделяют трубы:

  1. Безнапорные (канализационные, например). Они используются для сооружения магистралей для транспортировки жидкостей самотеком. Сечение потоков должно быть на 5 % меньше размера труб.
  2. Напорные бетонные. Их используют для устройства магистралей, по которым жидкость транспортируется под значительным давлением.
  3. Раструбные бетонные. Эти изделия на одном конце имеют расширение, а на другом – сужение.
  4. Безнапорные раструбные. Трубы этого типа устойчивы к коррозии, долговечны. Как показывает практика, качество внутренней поверхности сохраняется в течение всего эксплуатационного срока. По этим трубам жидкость перемещается самотеком.

Бетон считается универсальным материалом. Именно поэтому его используют при создании водопроводных систем и других коммуникаций. Однако в отличие от других строительных работ в этом случае используются дополнительные материалы и компоненты.

трубы безнапорные

Конструктивные особенности

Безнапорные трубы могут быть фальцевыми и раструбными. Форма последних цилиндрическая, а поверхность втулочной части ступенчатая. В таких трубах может предусматриваться уплотнитель, подошва, а также особое стыковое соединение.

Фальцевые трубы отличаются от растровых способом соединения отдельных элементов. Для уплотнения изделий используются разные герметики.

Железобетонные трубы – более совершенная версия бетонных элементов. Они отличаются большей прочностью, устойчивостью к деформациям, сжатию, растяжению, прочим разрушающим процессам. Эксплуатационный срок может составлять несколько десятилетий. Конструкция этих труб отличается наличием арматуры, выполненной из прочных стальных прутьев. Для повышения прочности при изготовлении изделия покрываются специальными составами.

Условия использования

Бетонные и железобетонные трубы выпускаются самого разного диаметра. Несмотря на их достаточно большую массу, транспортировать их легко. Использоваться изделия могут в дорожном строительстве, при прокладке инженерных коммуникаций в жилых домах.

При изготовлении применяется тяжелый бетон. В трубах перемещаются неагрессивные жидкости при температуре не выше 40 градусов и давлении до 20 атм. При использовании безнапорных труб условия менее жесткие. Однако параметры могут меняться в зависимости от условий среды. Как правило, безнапорные трубы заглубляют не более чем на 6 м.

трубы безнапорные гост

Особенности соединения

Гладкие трубы соединяют при помощи муфт. Эти изделия производят из бетона марки М-300.

Трубы и муфты армируются продольными спиралями и стержнями. Диаметр последних – не меньше 6 мм, а промежуток между ними – не больше 200 мм. Железобетонные трубы, толщина стенок которых меньше 70 мм, армируются одиночными спиралями, а если больше 70 мм – двойными.

Испытания на прочность

Трубы, как выше говорилось, покрывают специальным защитным слоем. Его толщина должна быть не меньше 10 мм. Водопоглощение изделий – не более 8 % от массы бетона, высушенного до постоянного веса.

При испытании труб на водонепроницаемость давление устанавливается:

  • 0,5 атм. – для изделий с нормальной прочностью.
  • 1 атм. – для труб повышенной прочности.

Для определения механической прочности отбираются цельные трубы или вырезаются их элементы длиной не менее 1 м. Их укладывают в прессы на деревянные бруски. Вдоль верхних цилиндров также устанавливаются брусья. Для равномерного распределения давления под них укладывают резиновые полосы или слой из гипса.

трубы безнапорные раструбные
Давление передается через верхние брусья в расчете 500 кг/мин. на каждый метр трубы. Повышение нагрузки осуществляется с перерывами в 2 мин.

Транспортировка и хранение

Перевозку и содержание труб осуществляют в соответствии с требованиями Госстандартов 6482-2011 и 13015.

Согласно ГОСТам, безнапорные трубы хранят и транспортируют в рабочем положении (горизонтально). Изделия должны быть уложены на инвентарные прокладки либо другие опоры из дерева (иного материала).

Перекатку безнапорных труб осуществляют по подкладкам, следя за тем, чтобы втулочными концами или раструбами они не опирались на пол либо подкладки.

Транспортировка и хранение изделий в вертикальном положении допускается, если их длина до 2,5-2,5 м. При этом должна быть обеспечена их жесткая устойчивость.

Трубы хранят на складах с готовой продукцией в контейнерах либо штабелях. Изделия должны быть отсортированы по маркам. Количество рядов в штабеле зависит от диаметра прохода трубы. Это число не должно превышать параметров, указанных в таблице:

Диаметр (мм)

Количество рядов

300-400

5

500-600

4

800-1200

3

1400-2400

2

3000

1

Трубы в рядах должны быть уложены так, чтобы раструбы смежных рядов были направлены в разные стороны.

Под нижний ряд на плотное ровное основание выкладывают две подкладки. Они должны располагаться параллельно. Каждая подкладка размещается на расстоянии 0,2 длины изделия от торцов. Подкладки должны иметь такую конструкцию, которая препятствовала бы раскатыванию труб нижнего ряда и соприкосновению их раструбов с полом.

труба канализационная безнапорная

При погрузке, разгрузке, перевозке должны быть предприняты меры, предупреждающие повреждение изделий.

В железнодорожном подвижном составе либо автомобилях, используемых для транспортировки труб, необходимо предусмотреть седлообразные подкладки. Такие элементы препятствуют смещению и соприкосновению изделий друг с другом, а также контакту с дном транспортного средства.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.