Верховный суд Украины переживает очередные серьезные изменения в связи с принятием нового закона о судоустройстве . Они касаются его структуры, полномочий и формирования судейского состава.
Изменения в законодательстве
Ранее суд выполнял задачи кассационной инстанции и представлял собой высшее звено в судебной системе страны. Со временем в стране были организованы высшие специализированные суды: хозяйственный и административный.
Верховный суд Украины имел право пересматривать решения данных судов, данная система именовалась двойной кассацией и вызывала нарекания.
Эта система действовала до 2010 года, когда был принят новый закон и судебную систему перестроили.
Новое положение
В 2010 году было принято решение организовать новый высший специализированный суд, который бы занимался уголовными и гражданскими делами. Это посчитали завершением ранее проведенных реформ.
ВССУ занимался:
- рассмотрением гражданских и уголовных дел в кассационном порядке;
- обобщением практики (обзор рассмотрения конкретных споров в отдельной области права);
- принятием постановлений Пленумов с общими рекомендациями по решению споров: в них выражается понимание конкретных норм закона без ссылок на определенные дела.
Верховному суду Украины осталось лишь две задачи:
- принимать решения по одинаковым делам с разным применением одних и тех же норм права;
- рассматривать дела в связи с решениями международных судов, признавших неисполнение страной международных обязательств (чаще всего речь идет о ЕСПЧ).
Как работал суд в первом случае? Например, кассационная инстанция в одном деле соглашается с тем, что выдача кредита без лицензии делает данную сделку недействительной, а в другом деле не соглашается.
Заявитель подает жалобу, где просит отменить решение по своему делу и прикладывает копии решений по аналогичным делам. Суд, рассматривая жалобу и приобщенные материалы, мог указать какое толкование нормы закона является верным или дать новое разъяснение.
Постановление Верховного суда Украины по таким спорам считается обязательным и для судей и для органов власти.
Результаты работы же пленумов и обобщения практики по сравнению с вышеуказанными решениями имели и имеют лишь рекомендательный характер. Таким образом, в стране сделан шаг по созданию прецедентного права. Некоторые юристы сочли нововведение хорошим, другие - нет.
Реформа 2016 года и новые полномочия
Верховный суд Украины, кроме сохранения своего статуса самой высокой инстанции, получил все полномочия ВССУ и сохранил те, что имел с 2010 года.
Согласно закону 2016 года, он выполняет следующие задачи:
- играет роль кассационной инстанции;
- рассматривает дела в первой и апелляционной инстанциях в случаях, предусмотренных законами;
- занимается обобщением практики;
- дает заключения по поводу законопроектов, которые затрагивают судебную систему (её организация, статус, исполнение судебных актов и т. д.);
- дает заключение о наличии в действиях Президента состава преступления;
- обращается в Конституционный суд за разъяснениями Конституции и оценкой соответствия конституции других законов;
- рассматривает, как и ранее, заявления о пересмотре судебных актов в связи с неодинаковым применением законов в однотипных делах.
Новая организация суда
Решение Верховного Суда Украины теперь заменят акты высших специализированных судов: хозяйственного и административного. Как только наберется нужное число судей, данные учреждения прекратят свою работу.
В рамках нового суда действуют:
- большая палата;
- кассационные суды (административный, гражданский, хозяйственный и уголовный). Каждый суд делится на палаты согласно специализации.
Чем занимается большая палата?
- пересматривает решения кассационных инстанций в случаях и порядке предусмотренных законом;
- занимается анализом практики применения судами законодательства;
- рассматривает в апелляционном порядке дела, для которых один из кассационных судов выступил в качестве первой инстанции.
Какие еще предусмотрены дела для Верховного суда Украины? В законе о судоустройстве сделана отсылка на иные законы, что вполне ясно. Невозможно в одном законе прописать все возможные варианты, так, что в будущем возможно уточнение компетенции учреждения.
В большую палату избираются судьи от каждого кассационного суда по 5 человек, в её состав по должности входит Председатель Верховного Суда.
Суд в полной мере начнет работать согласно новому закону как только закончится его формирование из числа действующих высших судов и ныне работающего Верховного суда.
Пленумы суда
В пленуме участвуют все судьи без исключения. К компетенции относится:
- избрание председателя суда, его заместителя;
- обращение в Конституционный суд;
- дача заключений по законопроектам, затрагивающим суд;
- решение иных вопросов, предусмотренных законом.
С принятием нового закона пленумы Верховного суда на Украине полностью связаны лишь с вопросами организационного характера, и осуществление правосудия не затрагивают, как это было раньше с принятием тематических постановлений о применении законодательства на практике.
Влияние на практику
Юристы, работая над делами, стараются отслеживать практику применения законодательства судами, особенно, Верховным судом. И Украина в этом отношении не исключение.
Как изучается практика верховного суда Украины? Достаточно взять несколько однотипных дел и выявить подходы, которые применил суд в их решении. Конечно, каждое дело имеет свои нюансы. Однако изучение практики значительно облегчает выяснение перспектив дела той или иной категории: как понимается закон, какие доказательства достаточны, и какие ошибки допускаются судами или юристами.
Как бы не относились к практике суда, она имеет колоссальное влияние на судей.
Но остается открытым один вопрос. Ранее обязательными были лишь постановления по делам, открытым по причине неодинакового применения норм закона. Постановления Пленумов или обобщения практики всегда носили рекомендательный характер. Судьи часто пользуются ими, чтобы обосновать свое решение, но также, и часто игнорируют ссылки на них в жалобах и иных документах заявителей и сторон.
До конца не ясно, но, судя по всему, в будущем обязательными останутся лишь отдельные решения верховного суда Украины.
Роль решений ЕСПЧ
Верховные суды, выполняющие роль кассационной инстанции – последнее звено судебной системы внутри страны. Их решения окончательные и их нельзя обжаловать, но международное право предоставляет специальный механизм, дающий шанс инициировать пересмотр дела.
Последние десятилетия граждане стран Европы имеют возможность обращаться в ЕСПЧ.
Его задача - изучение решений судов на предмет их соответствия Конвенции о правах человека, а не их пересмотр. Судебные акты ЕСПЧ обязывают Верховный суд пересмотреть дело в свете национального законодательства.
Руководство суда
Высший или Верховный суд Украины самостоятельно решает, кто его будет возглавлять. Собираются все судьи, и проводится тайное голосование. Судья, набравший большее число голосов, становится председателем. Так же выбирают и судью-секретаря суда или его отдельной палаты.
Аналогичным образом выбираются председатели и секретари кассационных судов, являющихся частью Верховного суда.
В каждом суде, как указывалось выше, формируются палаты, членство в которых основано на специализации судей. Каждая палата выбирает себе судью-секретаря, который отвечает за решение организационных вопросов. Выборы проходят по системе тайного голосования.
На данный момент председателем Верховного суда является Ярослав Романюк. В связи с тем, что часть судей будет заменена, высока вероятность, что он покинет свой пост. Это же касается и секретарей судебных палат, которые их возглавляют.
Выборность руководителей суда судьями считается гарантией независимости суда от политиков и их сиюминутных интересов. Она, конечно, не всегда срабатывает, но, тем не менее, оказывает положительное влияние.