Российская Федерация закрепляет свое тактическое и стратегическое господство в арктической зоне. Проект 22220 – ледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал» - видимое тому подтверждение. Первые два суперсовременных ледокола (головной «Арктика» и серийный «Сибирь») уже спущены на воду и проходят стадию доработки и испытаний. Их характеристики поражают воображение. Таких машин в арктической зоне еще не было, и их конкуренты появятся не скоро. Мы расскажем о головном ледоколе проекта 22220 «Арктика», полный ввод в эксплуатацию которого предусматривается в 2019 году.
Семья ледовых монстров
Атомные ледоколы проекта 22220 – «Арктика», «Сибирь» и «Урал» - самые большие и мощные на сегодня в мире. Эти ледовые монстры (длиной почти 175 метров, шириной 34 метра и максимальным водоизмещением 33,5 тыс. тонн) призваны обеспечить господство России в арктических водах в течении всего навигационного года. Сопровождение караванов по северному морскому пути и в устях северных рек, исследовательские программы, спасательные операции и задачи оборонного значения - неполный перечень возможностей атомных ледоколов четвертого поколения. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в одном из интервью отметил важность такого проекта для развития мирной Арктики и приобретения тактического, стратегического и оборонного преимущества в акватории Северного Ледовитого океана.
Сфера влияния – арктическая акватория
Сегодня на территории российской Арктики существуют шесть баз минобороны России – на архипелагах Новосибирских островов (о. Котельный), Земля Франца-Иосифа (о. Земля Александры), Северная Земля (о. Средний) и на островах Врангеля (мыс Шмидта). В условиях, когда межконтинентальная баллистическая ракета, выпущенная в нейтральных водах Баренцевого моря, может долететь до столицы России за четверть часа, ядерный заслон баз противовоздушной обороны в данном районе приобретает повышенное значение. А если учесть, что в нашей части Арктики расположено порядка 40% запасов газа и нефти и притязания соседей на эти участки, России нужно быть готовой к борьбе за них. Еще один повод для усиления влияния в Северном океане – это перспективы кратчайшего пути из Европы в Азию для нефтяных танкеров. И ледоколы станут незаменимым стратегическим ресурсом в этих водах.
Родители ледокола «Арктика» проекта 22220
Проектировщиком выступило ведущее конструкторское бюро ОАО «Центральное конструкторское бюро «Айсберг», на счету которого более ста судов подобного типа, включая и самый первый во всем мире атомоход «Ленин». Сегодняшняя «Арктика», проектные работы по которому начались в 2000-х, названа в честь одноименного ледокола проекта 10520, первого судна покорившего Северный полюс в 1977 году (исключен из регистра судов в 2012 году).
Разработкой ядерных установок из двух реакторов РИТМ-200 занималось ОКБМ имени И. Африкантова, а изготовил их ЗиО-Подольск. Проектировщиком турбогенераторов стал Кировский завод, а электродвигатели изготовил электротехнический концерн «Русэлпром». Ну а контракт на строительство ледокола «Арктика» проекта 22220 стоимостью 36,9 миллиардов рублей от корпорации «Росатом» получил Балтийский завод. Заказчиком, рассчитывающим к 2015 году получить три атомных ледокола проекта 22220, выступил ФГУП «Атомфлот».
От закладки до спуска на воду
Ледокол «Арктика» проекта 22220 состоялся на стапелях Балтийского завода в Санкт-Петербурге. Этот завод – бренд, известный в мире как флагман в строительстве атомного ледокольного флота. Именно тут был заложен атомный ледокол «Арктика» проекта 22220. Состоялось это событие 05 октября 2013 года, заняло около часа. Но открыло новую эру в обеспечении обороноспособности и в решении экономических задач.
Церемония спуска со стапелей ООО «Балтийский завод» (входит в АО «Объединенная судостроительная корпорация») ледокола «Арктика» прошла в Санкт-Петербурге 16 июня 2016 года. "Крестной мамой" судна стала спикер Совета Федерации В. Матвиенко, на церемонии присутствовали и другие высокопоставленные официальные лица. В частности, президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов на данном мероприятии отметил готовность корпорации выполнить свои обязательства относительно трех ледоколов проекта 22220.
И в океане, и в реке
Особенная двухосадочная конструкция корпуса атомного ледокола дает возможность использования его в открытых водах Западной Арктики и в устьях рек Енисей и Обь. Такая конструкция требует наличия жидкого динамического баланса. При минимальном его количестве данное судно проплывет там, где другие прочно сядут на мель. А при максимальной балластной загрузке – тяжелое судно пройдет через толстые льды и они его не выдавят из колеи. Увеличение ширины судна дало ему меньшую осадку – а это возможность заходить на мелководье. Кроме ледокольной проводки танкеров с углеводородным сырьем с шельфовых месторождений на атлантический и тихоокеанский рынки, он сможет ликвидировать караваны в открытой воде и на мелководье северных рек. Ледокол «Арктика» проекта 22220, скорость которого - 2 узла при непрерывном ходе, преодолеет сплошные льды толщиною до трех метров.
Грамм топлива – тысячи тонн груза
Описание ледокола «Арктика» проекта 22220 – это рассказ об огромном объекте размерами с футбольное поле. Его силовая установка из двух реакторов РИТМ-200 дает мощность в 175 мегаватт при потреблении в сутки нескольких грамм топлива. Он может обеспечить навигацию в течении всего года. Эта мощнейшая установка, уникальная технология в мире, имеет срок службы 40 лет и является самой безопасной. Ядерным сердцем этого ледокола являются и две установки, генерирующие пар, с тепловой мощностью в 175 мегаватт. Они почти в два раза легче предыдущих, что достигается уникальной интегральной компоновкой оборудования.
Безопасность и комфорт
На данном ледоколе предусмотрена многоуровневая защита активной зоны ядерной установки. Она состоит из слоев бетона, стали и воды. Кроме того, бортовой компьютер просчитает последствия любой нештатной ситуации, даже самой фантастичной. Экипаж ледокола «Арктика» проекта 22220 сможет не только безопасно работать, проводить научно-исследовательские работы на суперсовременном оборудовании, но и провести время в кинотеатре, библиотеке, двух бассейнах с сауной и бильярдной. Высокий комфорт жилой зоны и наличие свободных трюмов позволит использовать ледокол для исследовательских программ.
Нельзя забывать и о повышении туристической привлекательности северных маршрутов. Невообразимо красивые ландшафты и белые медведи, подходящие к судну во время стоянки, остаются манящим стимулом для экстремальных туристов.
Характеристики ледокола «Арктика» проекта 22220
Основные характеристики ледокола приведены в таблице ниже.
Проект | 22220 |
Корабль | ЛК-60Я |
Скорость на чистой воде | 20,8 узлов |
Скорость на постоянном ходе | 2 узла |
Экипаж | 75 человек |
Ледопроходимость | До 3 метров |
Силовая установка | |
Турбины | 2 по 27580 кВт |
Мощность на валах | 49000 кВт |
Размеры ледокола | |
Длина | 136 метров |
Ширина | 34 метра |
Высота борта | 17,2 метра |
Осадка средняя | 11 метров |
Водоизмещение | 33,5 тыс. тонн |
Автономное плавание | До года |
Оборонное значение
Не только гражданский, но и в случае необходимости военный ледокол - такую задачу ставило Министерство обороны Российской Федерации перед проектировщиками. На машинах данного проекта предусмотрена возможность размещения командного пункта регионального значения. Имеется взлетно-посадочная площадка для вертолетов и ангары. И хотя данные программы засекречены, достоверно известно, что соответствующее оборудование законсервировано на складах. И хотя ледокол не может быть боевым судном, противовоздушная разведка и мониторинг территориального пространства для него не являются невыполнимой задачей.
Вне конкуренции
Сегодня ледокольный флот России – вне конкуренции. В западных СМИ в отношении наших ледоколов появилось выражение «шах и мат в начале партии». Для сравнения: канадский ледокол CCGS John G. Diefenbaker, самый передовой и широко разрекламированный, спуск которого тоже пройдет в 2017 году, может обойтись без смены ядерного топлива 5 лет, в то время как для «Арктики» этот период составляет 7 лет. Шведский ледокол Oden сравним с «Арктикой» по размерам, но по качеству "начинки" не может даже конкурировать с нашим ледовым монстром. Китайский Xue Long тоже имеет схожие размеры, но лед толщиной в 80 сантиметров для него уже не проходим. Ледоколы Polarstern (Германия) и Polar Star (Америка) имеют сносные показатели ледопроходимости и водоизмещения, но морально устаревшая техника делает их плавающими музеями.
Простоев не будет
Отдыхать «Арктике» не придется. Уже сегодня уникальная платформа «Приразломная» (шельф Печорского моря) имеет потенциал добычи нефти в 400 тысяч тонн. Для обеспечения вывоза этого груза работают два-три ледокола, и не круглый год. А вот «Арктика» справится тут сама. Предварительные расчеты показали, что из порта Сабетта каждые 36 часов должен выходить груженый танкер, и провести его через устье Оби в открытые воды – задача, посильная для нового ледокола.
А ведь и другие арктические территории также нуждаются в круглогодичных поставках. Увеличение торгового оборота по северному морскому пути в семь раз – просчитанный финансистами прогноз. Данный маршрут вполне может через 15 лет составить конкуренцию Суэцкому каналу. Дорога из Мурманска в Японию в зимний период с использованием этих ледоколов составит 17 дней против 37 через египетский канал. И основная заслуга в этом - атомных ледовых гигантов проекта 22220.
Капитан уже есть
И хотя полный ввод в эксплуатацию атомного ледокола «Арктика» проекта 22220 запланирован на 2018 год, капитан уже назначен. Им станет опытный морской волк Александр Спирин. Свою морскую карьеру он начал четвертым помощником капитана на первой «Арктике» в 1982 году. Кавалер ордена «За морские заслуги» (операция «Шельф-2011»), капитан ледоколов «Россия», «Советский Союз», «Академик Федоров» готов набрать команду и приступить к покорению арктических льдов. А еще в интервью Александр говорит, что у него заканчивается арктический лед, который он добавляет в виски. А значит – пора на север.