На протяжении всей своей многовековой истории армянский народ подвергался многочисленным испытаниям, сталкивался с великими империями, создавал свои национальные государства и разрушал чужие. Однако пришло время, и сам армянский народ утратил свою государственность и подвергся рассеянию. В этот момент и начали появляться субэтнические группы, среди которых были и амшенские армяне, длиной в несколько веков и сегодня наблюдается всплеск интереса к ней как в Турции, так и за ее пределами.
Происхождение амшенских армян
Амшенцы, по мнению некоторых историков, представляют собой довольно разнородную группу народов, объединенных скорее по географическому принципу, чем по этническому. Однако большинство исследователей придерживаются мнения, что эту субэтническую группу правильней будет называть амшенскими армянами.
Регион Амшен - это часть исторической Малой Армении. Сегодня этот район находится на северо-востоке Турции. в непосредственной близости от грузинской границы. На территории Амшена находятся такие крупные города, как Ризе и Трабзон, известные своим развитым сельским хозяйством.
Предположительно, первыми амшенскими армянами были двенадцать тысяч семей, переселенных из земель, захваченных в Vlll веке арабами, на территорию Византийской империи, с которой в то время Армения имела общие границы. Именно в этом регионе и происходили основные процессы формирования новой общности.
Ризе - родина амшенских армян
В окрестностях небольшого турецкого города Ризе, которых находится на берегу Черного моря, в непосредственной близости от Грузии, происходил этногенез хемшилов, как иногда называют армян, проживающих в этой области.
Достоверно известно, что предки амшенцев появились в Понтийском регионе в девятом веке новой эры, однако некоторые ангажированные историки настаивают, что первые армянские поселенцы появились в тех краях за две тысячи лет до рождества Христова. Эти сведения надо подвергнуть дополнительной проверке, так как точно не установлена прямая связь между древним государством Хайяса и современным армянским народом.
Уже на ранних этапах формирования нового субэтноса начали проявляться отличия амшенских армян от их сородичей, проживавших на Армянском нагорье и в Закавказье. Сказывалась их отрезанность от основной массы армян.
Армянское население Византии
До покорения Византии османами амшенские армяне сохраняли христианское вероисповедание и соответствующий ему фольклор. Между черноморскими общинами армян и византийским нобилитетом были установлены официальные связи, а предводители армянских поселений получили византийские титулы.
Однако после захвата всего полуострова Малая Азия и черноморского побережья Кавказа турками местные христиане вынуждены были пересмотреть свои религиозные взгляды.
Многие грузинские христиане и хемшилы перешли в ислам. Такие переходы часто были простой формальностью, которая помогала избежать уплаты налогов в имперскую казну. При этом многие армяне продолжали говорить на родном языке, который уже в пятнадцатом веке довольно сильно отличался от основных диалектов армянского языка.
Расселение по Османской империи
Амшенские армяне, перешедшие в ислам, не подвергались гонениям со стороны властей и могли сохранять свой язык и культуру. Однако их собратья, решившие сохранить веру предков, вынуждены были покинуть место обитания своих отцов и направиться на запад. Таким образом, основным местом расселения хемшилов стал Трабзон и Гиресун, а также Самсун и другие приморские города запада черноморского побережья.
Но расселение армян не ограничилось лишь узкой полосой побережья Черного моря. Многие семьи переселились в Стамбул и на побережье Эгейского моря, в Измир и Бурсу, а некоторые даже покинули пределы империи и перешли в подданство империи Российской, где обрели приют и защиту, а также возможность исповедовать христианство в полной безопасности.
Расселение по соседним странам
Отвечая на вопрос о том, откуда появились амшенские армяне, стоит начать с того, что они являются неотъемлемой частью всего армянского народа, который чрезвычайно широко распространен по всему миру. И хотя хемшилы являются довольно своеобразной субэтнической группой с особенностями языка и исторического развития, большинство армян, проживающих как в Армянской республике, так и в диаспоре, признают в них своих соотечественников.
Амшенские армяне в Турции сильно пострадали вместе с другими группами армянского населения от геноцида, который случился в стране в начале двадцатого века, но от армянских погромов в девятнадцатом веке они страдали незначительно.
Армянский геноцид вынудил многие тысячи армян покинуть территорию империи и расселиться в соседних странах, таких как Российская империя, которая активно принимала беженцев и позволяла им устроить новую жизнь на берегу Черного моря.
Этнические группы амшенцев
Значительное географическое отдаление различных групп амшенских армян создало необходимые предпосылки для выделения дополнительных групп внутри хемшильского этноса. В то время как западные и восточные амшенцы являются в подавляющем большинстве мусульманами, их сородичи из северной этнической группы являются потомками населения, не подвергшегося исламизации.
Кроме того, отдельного упоминания заслуживает группа амшенцев, проживающих на территории автономной республики Аджарии. В 1878 году в результате мирного соглашения между Россией и Турцией Батумский округ вместе с двенадцатью хемшильскими селами отошел под власть Российской империи.
Амшенцы не подвергались гонениям на территории России вплоть до середины двадцатого века, когда по результатам Второй мировой войны они были признаны правительством СССР неблагонадежным населением и вместе с греками и курдами переселены в Центральную Азию, откуда начали возвращаться лишь в конце двадцатого века.
Однако, несмотря на всю сложность истории амшенских армян, несмотря на гонения, погромы и геноцид, исследователи насчитывают на территории современной Турции до двух миллионов человек, которые называют себя либо амшенцами, либо потомками исламизированных армян.
Этнические конфликты после распада СССР
В некоторых регионах распад Советского Союза происходил крайне болезненно и вызывал столкновения на этнической почве между представителями различных народов. В результате этнической напряженности многие амшенцы вынуждены были покинуть места компактного проживания в Центральной Азии, куда в массовом порядке были высланы в сороковые годы двадцатого века.
Кроме того, много конфликтов происходило на Кавказе. Одним из наиболее кровопролитных был абхазско-грузинский конфликт, в которой невольно оказались втянуты и амшенские армяне, фото которых в национальных костюмах можно увидеть в статье.
Хотя в СССР амшенцы подвергались дискриминации так же, как и турки-месхетинцы, в постсоветской России они стали массово расселяться по территории Краснодарского края. Так как многие амшенские армяне в Абхазии тоже пострадали от гражданской войны, то они переселялись на территорию России вместе с другими беженцами из республики.
Современность этноса
В конце двадцатого века начал возрастать интерес мировой научной общественности к субэтнической группе амшенцев, которых активно начали изучать социологи и этнографы.
Кроме того, сами амшенцы занялись осмыслением своей истории и выстраиванием собственной идентичности. На территории России стали появляться газеты, журналы, посвященные жизни амшенских общин на территории Краснодарского края. Также стали создаваться культурные клубы и ансамбли, основой для которых послужил этнографический материал амшенской народности.
История амшенского субэтноса стала предметом изучения многих конференций, проводимых в Армении при содействии Академии наук.