Художник Фрагонар: интересные факты, картины с названиями

Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806) – живописец и гравёр чувственного и утонченного, эпикурейского по своей атмосфере периода рококо. Он, прежде всего, мастер пасторального и галантного жанра во всех его бесчисленных проявлениях. Мы постараемся представить его наиболее известные и выразительные произведения. Начнём, однако, с краткой биографии художника Фрагонара.

фрагонар художник

Жизненный путь ученика Ж.-Б. Шардена и Ф. Буше

Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Его отец шил перчатки, но разорился, и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу. Но желание стать художником, круто изменив жизнь, было столь велико, что он попадает в мастерскую признанного мастера Франсуа Буше. Умения Жана-Оноре невелики, и он через полгода переходит на стажировку к Шардену, а затем вновь возвращается к Буше. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. Их становится невозможно отличить от картин Буше. Художник Фрагонар постепенно формируется, изображая юных очаровательных поселянок с младенцами, тачками цветов, овечками. Примером может служить картина «Пастушка» (1752).

фрагонар художник картины
Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Ее линии прихотливы, извилисты. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами, и беленькая хорошенькая овечка. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. На подобные произведения был большой спрос. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. В результате после одной из его картин на историческую тему он получил в Академии Золотую медаль и был направлен в Рим. В Италии живописец попал под влияние Тьеполо.

Возвращение в Париж

Вернувшись на родину, художник Фрагонар полностью отказался от религиозных и классических тем, посвятив свое творчество сценам любви, игры, сладострастия. Именно с ними его имя теперь ассоциируется. Достаточно привести некоторые картины с названиями художника Фрагонара: «Выигранный поцелуй», «Похищение рубашки Амуром», «Желанное мгновение», «Любовь как безрассудство», «Игра с огнем», «Страж любви», «Купальщицы», «Фонтан любви», «Счастливые влюблённые», «Задвижка», «Любовные грёзы». Это далеко не всё, что написано мастером. Ведь у него более 500 работ! Это ли не интересно!

Черты искусства художника

Творчество Фрагонара многолико, изменчиво. Он работал практически во всех жанрах с поразительным артистизмом и мастерством: писал маслом, рисовал бистром, сангиной, карандашом, тушью, акварелью. Техника офорта ему тоже была подвластна. На протяжении всего творческого пути он испытывал влияния разных художников и писал в разных манерах. Но произведения Оноре Фрагонара всегда узнаваемы: в его живописи представлены почти все галантно-эротические мотивы XVIII столетия – это страстные любовные объятия и шаловливая игра, жанровые любовные сценки и обнажённые купальщицы, которые больше напоминают морских наяд. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным, игривым («Художник и его модель»). Легковесность образов и сюжетов сглаживается силой живописного таланта и наполняется поэзией. Картины художника Фрагонара чаруют упоительной красотой жизни, искренностью, чистотой и свежестью чувства. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо).

фрагонар художник интересные факты
Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Это позже будет восхищать импрессионистов. И последнее, о чём необходимо сказать. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. В тенях краски сгущаются почти до черноты или начинают сиять перламутрово-белыми, розовыми или золотистыми оттенками. Свет мягко обтекает все формы и заполняет собой пространство, создавая характерное для художника туше.

Пикантный сюжет

По заказу в 1762 году написана картина «Качели». Жан-Оноре Фрагонар ассоциируется у большинства почитателей его произведений именно с этой работой.

фрагонар художник картины с названиями

Пышно и буйно клубящиеся высокие деревья и кустарники парка заполняют площадь произведения. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Его пронизывает солнце, освещая голубое небо, на фоне которого взлетела на качелях с красным бархатным сиденьем юная прелестница подобно изящной воздушной бабочке. Она знает, что тот, кто её раскачивает сзади, не видит второго молодого человека, который спрятался в кустах. Он совсем юн и изящно манерен. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Они высоко приподнимаются и открывают восхищённому взору прелестные ножки, которыми красавица с удовольствием даёт полюбоваться. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Эти качества делают их частью окружающей природы. Стоящий на пьедестале амур Фальконе лукаво прижимает пальчик к губам, призывая всех только молчаливо любоваться галантной сценой. Картина легка для восприятия, так как в ней соединяются материальная красота жизни и театральная зрелищность. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение.

Парковый цикл 70-х годов

Как истинный сын своего времени, художник любил парковое искусство и с вдохновением писал именно деревья с огромным светозарным небом и тающими облаками. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк».

фрагонар картины
Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость, интимность, утонченность. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. В тающей массе деревьев и облаков свет и цвет составляют единое целое, воплощая материальный мир в поэтическое произведение. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера.

Певец семейного очага

В духе века Просвещения, под влиянием Дидро и Руссо Фрагонар начинает писать сцены семейной жизни. Он умилённо вглядывается в юных девушек и молодых матерей семейства. Они на картинах Оноре Фрагонара полны задора и веселья. В них ощущается прежнее чувственное очарование: «Приготовление обеда», «Заботливая мать», «Счастливое семейство». С особенным живописным блеском юмором и нежностью написаны сценки с детьми: «Мальчик с диковинкой», «Скажи, пожалуйста». Быт в искусстве Фрагонара поэтизируется и театрализуется.

Портреты

Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Его произведения не наполняются психологическими характеристиками, а служат для украшения салонов. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники, их дочери. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Живописная композиция как правило основана на контрасте темных, сгущенных красок и одежды и лучистых, светлых тонов головы. Посмотрим на несколько портретов.

Задумчивые читающие девушки

В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.

фрагонар произведения
Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. Она сосредоточена, и ничто её не отрывает от интересной книги. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Девушка сидит, прислонившись к мягкой подушке лилового цвета, на которую падают тени глубокого золотисто-пурпурного цвета. Этот портрет написан в переходный период, когда Фрагонар уже отходил от типичных образов рококо.

«Любовное письмо»

Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году.

жан фрагонар картины
Юная красавица в платье жемчужно-серебристого цвета, изображенном легкими воздушными мазками, и с беленькой болонкой за спиной сидит за столом у окна. Она застигнута врасплох, обратила свое лицо от листов, лежащих на столе, к тому, кто внезапно вошел в комнату. В ее руках букет с вложенной в него запиской. Радость, которую излучает вся её хрупкая фигурка, легкая улыбка и порозовевшие щечки показывает, что она ждала этой записки. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Лучи солнечного света, которые проскальзывают через окно, окрашивают её кожу золотистыми оттенками, также играют на золотистых драпировках стен и коричневом полированном столе. Прелесть портрета состоит в том, что это кажется не постановкой, а моментом, схваченным из жизни.

Поиск новых направлений в живописи

В 80-х и 90-х годах художник чувствует, как меняется стиль живописи. Он становится сухим, строгим. Давид задаёт новое направление - неоклассицизм. Популярными становятся героические постановочные сцены, в которых выражается стремление к свободе и чеканная барельефность изображения. Фрагонар, не принимая полностью новейших изысканий, обращает свое внимание на «малых голландцев». Их влияние прослеживается в работе, представленной ниже.

«Поцелуй украдкой»

Рассмотрим один шедевр 1788 года, который находится в Эрмитаже. Это позднее произведение мастера поступило в Россию в 1895 году из коллекции С.А. Понятовского в качестве обмена на картину «Полька». Жанровая сценка, придуманная Фрагонаром, как будто была им увидена в жизни.

произведения оноре фрагонар

Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Оп! И она уже поймана молодым человеком, который не может больше терпеть, не сорвав у красавицы поцелуй. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Главное, цель достигнута. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Она же застенчиво и с опаской, что их увидят, подчиняется кавалеру, стараясь не слишком сближаться с ним. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Мы не будем останавливаться на колористическом мастерстве и стиле, на который повлиял входящий в силу классицизм. Это без слов видно на представленной репродукции.

Отъезд из Парижа

Во время революции художник Фрагонар уезжает из бурлящего и страшного Парижа. Его покровители и заказчики были гильотинированы или изгнаны. Живописец нашёл приют в Грассе у своего кузена Александра Мольберта. Только в начале XIX столетия художник возвращается в столицу. Разорённый и всеми забытый, он умирает в 1806 году.

Значение творчества художника Фрагонара, интересные факты

Живописец сумел органично соединить в своих образах театральность и реализм, ни с чем не сравнимую утончённость и энергию, почти бесплотные мечты и грёзы и чувственную полноту бытия. Он подвел итог всех направлений, которые существовали в XVIII столетии, и стал предшественником классицизма, романтизма и реализма следующего века. Открытый заново, он вновь стал дарить людям la joie de vivre.

  • Его чтили импрессионисты как одного из своих учителей и предтеч.
  • Писал художник необыкновенно быстро. На оборотах его портретов можно найти надписи, что работа написана в течение часа.
  • Продажи его картины «Портрет Франсуа-Анри, герцога Д’Аркура» на аукционах мира в 2013 году достигли рекордной точки в 28 миллионов долларов.
  • Именем мастера назван музей в Париже, а также фабрики и музей духов в Эзе и Грассе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.