Современный мир меняется ежесекундно. Нам кажется, что все, что происходит - уникально и принадлежит нашему веку. Однако во все времена людей тревожили похожие проблемы.
В начале 20-го века группа молодых творцов искала свой путь самовыражения, путь борьбы с лицемерной общественной моралью и искусством того послевоенного времени.
Революция в искусстве
Одним из знаменитых "революционеров" от искусства был Тристан Тцара. Считается, что именно он назвал придуманное с друзьями течение "дадаизмом". Такое замысловатое словечко получилось от французского "dada", что значит "деревянная лошадка-качалка", а также олицетворяет детские простые забавы, примитивное младенческое отношение к жизни.
И Тристан придал знакомому слову новый смысл. Дадаизм в искусстве стал своеобразной формой протеста. Против войны, против абсурда жизни, против лицемерия общества.
Тцара и дадаизм
Дадаизм появился в Швейцарии в 1916 году, где жил в то время Тристан Тцара. Во время первой мировой войны в этой стране собралось много творческой молодежи искавшей спасения от службы в армии. Швейцария держала нейтралитет и прямо не участвовала в войне. В биографии Тристана называют румынско-французским поэтом, а также публицистом, издателем и одним из основателей сюрреализма в литературе. Тристан Тцара - это литературный псевдоним. Настоящее имя поэта-дадаиста - Самуэль Розеншток. Он родился в обеспеченной еврейской семье, жил и учился в Румынии, являлся студентом математического и философского факультета Университета в Бухаресте, изучал французскую литературу. Из-за войны и в поисках творческой жизни он решил эмигрировать в Швейцарию. В 1915 году румынский студент стал швейцарским поэтом Тристаном Тцара. На этот псевдоним его вдохновила опера Вагнера "Тристан и Изольда", а слово "тцара" на румынском значит - "земля" или "страна".
Поэзия
Работы Тристана Тцара переводились на русский язык и публиковались в антологиях иностранной поэзии, а также вышли сборником отдельных стихов. В Румынии поэтическими кумирами Тцара являлись Артур Рэмбо, Кристиан Моргенштерн, румынский писатель и поэт Деметру Деметреску-Бузэу (Урмуз). Позднее, в Швейцарии, он начал переписываться с французскими поэтами Андре Бретоном, Филиппом Супо и Луи Арагоном. Они оказались очарованы произведениями Тцара, которые печатались в литературном журнале дадаистов и других изданиях.
Наш герой занимался издательской деятельностью, выпускал журнал Dada, где публиковал стихи дадаистов - свои и единомышленников.
Актуальное искусство
Цитаты участников сообщества звучат актуально и сегодня:
«Дадаист является самым свободным человеком на земном шаре».
«Кто живет для сегодняшнего дня — вечно живет».
«Я против всякой системы. Наиболее приемлемая система — не иметь никакой системы».
«Поэт должен быть суров к своему произведению, чтобы оно стало необходимым. Все прочее, именуемое литературой, является собранием человеческой глупости, предназначенным для будущих профессоров».
«Дадаизм не значит ничего, ничего, ничего, не оставит после себя ничего, ничего, ничего».
Однако свой первый журнал Тцара начал выпускать еще в Румынии, 1912 году вместе с лицейским товарищем Марселем Янко. Журнал назывался Simbolul и рассказывал о достижениях французских символистов, творчеством которых юный Самуэль увлекался.
Какие достижения дадаистов актуальны и сегодня? Одним из художественных выразительных средств дадаистов стал коллаж. Его применяли для создания, как картин, так и стихотворений. Тцара вырезал из газетных статей слова, перемешивал их, и складывал в случайном порядке. Так рождались целые произведения - как казалось лишенные смысла фразы, в которые добавлялись и цифры, и каракули, и просто буквы. Подобное творчество получило название "верлибр" - свободный стих. Подобные провокации в искусстве стали фирменным почерком дадаистов. Для картин вырезали картинки из разных книг по зоологии, анатомии, старинные гравюры, которые наклеивались на основу без всякой системы.
Другие изобретения дадаистов - инсталляция, граффити, фотомонтаж. Эти формы самовыражения художника как нельзя популярны в наши дни и считаются современными, модными. Однако все это лишь развитие находок революционеров от искусства, живших сто лет назад.
Написанные Тристаном Тцара стихи звучат так:
Приглушит веком день воскресный крови ток,
Недели бремя подломит колени.
Внутри вновь обретённого пав ниц
Трезвонят попусту колокола, и мы
И мы цепей возрадуемся лязгу,
Что с колокольным звоном в нас звучит.
Творчество Тристана Тцара
В 1920 году Тцара приезжает в Париж. А в 1922 году он "похоронит" им же рожденное течение, в традициях дадаизма сочинит похоронную речь стилю. Однако дадаисты не уйдут со сцены и продолжат эксперименты в рамках таких течений, как сюрреализм и экспрессионизм.
Известны работы художников того времени, друзей поэта, изображающих Тристана Тцара. Картины с названиями приводятся ниже.
В первую очередь надо выделить "Портрет Тристана Тцара". Его написал художник Робер Делоне в 1923 году. Есть еще "Пижама для Тристана Тцара. Ее автор - Соня Делоне. Нельзя не отметить маску-портрет Тристана. Это произведение художника Марселя Янко.
Тристан Тцара прожил не очень долгую, но яркую и насыщенную жизнь. Он родился 16 апреля 1896 года, а умер в Париже в Рождество 1963 года.
Тристан считается основателем нового направления, сильным эмоциональным поэтом, оказавшим большое влияние на дальнейшее развитие искусства. Поэзия была самой жизнью для Тристана, он не занимался ею, как каким-то родом деятельности, он ею жил, и даже манифесты Тцара поэтичны. Они также интересны тем, что являются прекрасным образцом своеобразной поэтическо-литературной провокации разрушающей каноны во имя чистого искусства.