Сеййид Али Хосейни Хаменеи – 3-й президент (1981-1989 гг.) и Верховный лидер (с 1989 года по сей день) Ирана. Является ближайшим соратником основателя Исламской Республики Иран (ИРИ) – Имама Рухоллы Хомейни. Удостоен звания аятоллы, которое позволяет самостоятельно вносить изменения в исламское право. Поэтому государственного деятеля часто называют просто аятолла Хаменеи. Сегодня мы с вами познакомимся с его биографией и деятельностью.
Дошкольные годы
Али Хаменеи родился в священном городке Мешхеде 15 июля 1939 года. В семье был вторым ребенком. По происхождению он азербайджанец. Род Хаменеи относится к потомкам пророка Мухаммеда, сеидам. Его дед считался в Азербайджане, в частности в городах Хиабани и Тебризе, далеко не последним священнослужителем. Позже он перебрался в Ирак, в священный для шиитов город Эн-Наджаф.
Его отец, Хадж Сейид Джавад Хосейни Хаменеи был преподавателем медресе. Как и семьи других ученых и священнослужителей, их семья жила довольно бедно. Супруга и дети покорно постигали от Сейид Джавада всю глубину понимания довольствования тем, что есть, и быстро привыкли к этому. В своих воспоминаниях о детстве Али Хаменеи рассказывал, что его отец был известным богословом, но вел очень аскетичный образ жизни. Детям часто приходилось засыпать без ужина или довольствоваться хлебом с изюмом. В то же время в семье Али Хаменеи царила духовная и чистая атмосфера. В 4 года вместе со старшим братом будущий государственный деятель пошел в школу, чтобы изучить азбуку и Коран. После этого братья прошли курс начального образования в школе «Дар-ат-Таалим дийанати».
Научная духовная семинария в Мешхеде
Освоив чтение, синтаксис и морфологию в средней школе, будущий лидер Ирана Хаменеи поступил на обучение в научную духовную академию. Там у своего отца и других преподавателей он обучился литературе и базовым религиозным наукам. На вопросы о том, почему Хаменеи выбрал именно путь духовенства, он однозначно отвечает, что определяющую роль в этом вопросе сыграл отец. При этом мать также поддерживала сына и воодушевляла его.
Под руководством отца и преподавателей духовных школ «Навваб» и «Сулефман-Хан» будущий президент Ирана постигал такие книги: "Сиюти", "Могни", "Джами-аль-Мукаддамат", "Маалем", "Шарайе аль-Ислам", "Шарх-е Ломэ". Для изучения трактатов он также посещал занятия Хадж Шейх Хашема Газвини. Прочие предметы по исламским принципам и фихту Хаменеи постигал на занятиях, которые проводил его отец.
Подготовительные курсы, а также курсы начального и среднего уровней (степень «сатх») дались Хаменеи очень легко. Он успешно закончил их за пять с половиной лет, что было удивительным и беспрецедентным случаем. Сейид Джавад играл важнейшую роль на всех этапах обучения сына. Книгу по философии и логике «Манзумее Сабзевар» будущий революционер постигал под руководство аятоллы Мирзы Джавада Ага Техрани, которого позже заменил Шейх Резы Эйси.
Научная духовная семинария священного Неджефа
В 18 лет Хаменеи начал изучать фикх (исламскую юриспруденцию) и исламские принципы на высшем уровне. Для этого он посещал занятия высшего муджтахида аятоллы Милани в Мешхеде. В 1957 году он отравился в священный город Неджеф и совершил паломничество к гробницам Имамов. Посетив занятия по исламским принципам и фикху на высшем уровне, которые проводили великие муджтахиды духовной семинарии Неджефа, Али Хаменеи проникся содержанием предметов и методами преподавания в этом учебном заведении. В результате он сообщил отцу, что хотел бы продолжить обучение именно здесь, однако тот ответил отказом. Спустя некоторое время молодой Хаменеи вернулся в родной Мешхед.
Научная духовная семинария Кума
С 1958 по 1964 годы Хаменеи проходил обучение в семинарии Кума. Здесь он на высшем уровне постигал исламские принципы, фикх и философию. В этом учебном заведении ему посчастливилось перенять знания у многих великих личностей, в том числе аятоллы Боруджерди, Шейха Мортаза и Имама Хомейни. В 1964 году будущий президент узнал, что его отец из-за катаракты потерял зрение в одном глазу. Он был опечален этим известием и оказался перед сложным выбором – продолжить обучение или вернуться домой, чтобы позаботиться о своем отце и главном наставнике. В результате выбор был сделан в пользу последнего варианта.
Позже, комментируя свое возвращение на родину, Хаменеи скажет, что, приступив к выполнению своего долга и обязанностей, он получил от Всевышнего Аллаха благословение. Более того, он убежден, что многие его последующие успехи имели прямую связь с той милостью, которую он совершил в отношении родителей.
Многие преподаватели и ученики семинарии Кума расстроились из-за переезда Хаменеи. Они были уверены, что если бы он остался и продолжил обучение, то обязательно смог бы добиться больших высот. Однако вскоре стало ясно, что выбор Али был верным, и рука божественного провидения приготовила для него другую судьбу, более высокую, чем расчеты товарищей. Вряд ли тогда кто-то мог предположить, что 25-летний одаренный юноша, покинувший Кум, чтобы помочь родителям, через несколько десятилетий станет руководить мусульманской религиозной общиной.
Вернувшись в родной город, Хаменеи продолжил обучаться. Вплоть до 1968 года он изучал фикх и исламские принципы под руководством преподавателей духовной семинарии Мешхеда, в том числе аятоллы Милани. Более того, с 1964 года Хаменеи в свободное от учебы и ухода за больным отцом время сам преподавал исламские принципы, фикх и другие религиозные науки молодым семинаристам.
Политическая борьба
Али Хаменеи говорил, что в вопросах религии, фикха, политики и революции он является учеником Имама Хомейни. Тем не менее первые проявления его политической активности, революционного настроя и неприязни к шахскому режиму произошли после знакомства с сеййидом Моджтабой Навваб Сафави. В 1952 году, когда Сафави приехал в Мешхед с представителями организации «Фадаяне Эслам», он в медресе Сулейман-Хан выступил с речью, в которой говорил о возрождении ислама, господстве божественных законов, обмане и коварстве шаха и англичан, а также об их нечестности по отношению к иранскому народу. Хаменеи, будучи одним из молодых учеников медреса Сулейман-Хана, был очень впечатлен пламенным выступлением Сафави. По его словам, именно в тот день в нем зажглись искры вдохновения революцией.
Вступление в движение Имама Хомейни
На арену политической борьбы герой нашего разговора вступил в 1962 году, когда пребывал в Куме. В тот период начались революционные движения и протестные кампании Имама Хомейни против угодной США антиисламской политики Мухаммада-Резы Пехлеви. Хаменеи отчаянно боролся за интересы революционеров на протяжении 16 лет. Несмотря на множество перипетий (взлеты, падения, тюремные заключения и ссылки), он не видел на своем пути никаких угроз. В 1959 году аятолла Хаменеи был отправлен по поручению от Имама Хомейни к богословам Хорасана и аятолле Милани с посланием о том, как духовенству нужно вести агитационную программу в мохарамме, разоблачать политику Шаха, а также разъяснять положение вещей в Иране и Куме. Выполнив это задание, Али Хаменеи отправился с агитационной деятельностью в Бирджанд, где, после призыва Имама Хомейни, приступил к разоблачительской и пропагандистской деятельности против Америки и режима Похлеви.
2 июня 1963 года будущий президент Ирана был схвачен представителями закона и провел одну ночь под арестом. Утром следующего дня его отпустили на свободу при условиях прекращения проповедования и нахождения под наблюдением. После кровавых событий 5 июня аятолла Хаменеи снова была заключен в тюремную камеру. Там он в тяжелейших условиях пробыл десять дней. Будущий лидер страны подвергся всяческим истязаниям и пыткам.
Второе заключение
В начале следующего года, Хаменеи с соратниками отправился в Керман. После нескольких дней выступлений и встреч с местными семинаристами он поехал в Захедан. Пламенные разоблачительные речи Хаменеи были тепло приняты народом, особенно те, что произносились в дни, связанные с годовщиной фальсифицированного референдума шаха. 15 рамадана, когда Иран отмечал день рождения Имама Хасана, смелость и прямота Хаменеи, с которыми он обличал проамериканскую политику Пехлеви, достигли апогея. В результате ночью того же дня революционера арестовали и самолетом доставили в Тегеран. Два последующих месяца он провел в одиночной камере тюрьмы «Кызыл Калъе», сотрудники которой не отказывали себе в удовольствии поиздеваться над известным заключенным.
Третий и четвертый аресты
Толкование Корана, занятия по хадисам и исламскому мышлению, которые герой нашего разговора проводил в Тегеране и Мешхеде, пришлись по душе революционно настроенной молодежи. САВАК (министерство государственной безопасности Ирана) быстро отреагировало на эту деятельность и начало преследовать неуемного революционера. Из-за этого весь 1966 год ему пришлось жить тайной жизнью, не покидая при этом Тегеран. Спустя год аятоллу Хаменеи все-таки схватили и заключили в тюремную камеру.
В 1970 году революционера вновь посадили в тюрьму. Причиной стала та самая научная, просветительская и реформаторская деятельность, которую он вел в Тегеране после второго ареста.
Пятый арест
Как вспоминает сам Великий аятолла, в 1969 году в Иране начали появляться предпосылки вооруженного восстания, и чувствительность власти к таким лицам, как он, стала возрастать. В результате в 1971 году революционер вновь оказался за решеткой. Исходя из жестокого отношения САВАК во время заключения, Хаменеи сделал вывод, что правящий аппарат откровенно опасается того, что приверженцы исламского мышления возьмут в руки оружие, и не может поверить в то, что пропагандистская деятельность аятоллы обособлена от этого движения. Выйдя на свободу, революционер еще сильнее расширил круг своих публичных занятий по толкованию Корана и скрытых идеологических занятий.
Шестой арест
С 1971 по 1974 год в мечетях Керамат, Имм Хасан и Мирха Джафар, расположенных в Мешхеде, Хаменеи проводил занятия по толкованию Корана и идеологии. Эти три исламских центра притягивали к себе тысячи людей, среди которых были революционеры, семинаристы и просвещенная молодежь. На занятиях «Нахдж-уль-Балага» воодушевленные слушатели испытывали особый восторг. Материалы занятий в виде копированных текстов быстро распространялись среди интересующихся людей.
Более того, молодые семинаристы, вдохновившись уроками борьбы за истину, отправлялись в разные города страны, чтобы искать там единомышленников и создавать предпосылки революции. Из-за того, что деятельность Хаменеи вновь достигла внушительных масштабов, в 1974 году к нему в дом ворвались агенты САВАК. Они забрали революционера в тюрьму и уничтожили многие из его записей. В биографии аятоллы Хаменеи этот арест был самым тяжелым. Он пробыл за решеткой больше года. Все это время революционера содержали в жесточайших условиях. По его словам, тот ужас, который он пережил, пребывая в этой тюрьме, могут понять только те, кто видел те условия.
Вернувшись на свободу, аятолла Хаменеи не стал отказываться от своей научной, исследовательской и революционной программы, несмотря на то что возможности организовывать занятия с прежним размахом его лишили.
Ссылка и победа
В конце 1977 года режим Пехлеви в очередной раз арестовал Великого аятоллу. Заключением на этот раз не ограничилось – революционера сослали на три года в Ираншахр. Уже в середине следующего года, в разгар борьбы иранского народа, он был освобожден. Вернувшись в священный Мешхед, Хаменеи попал в первые ряды народного ополчения против режима Пехлеви. После 15 лет отчаянной борьбы за веру, достойного сопротивления, множества страданий и трудностей аятолла впервые увидел плоды своего труда и труда своих соратников. В результате порочная и деспотичная власть Пехлеви пала, а в стране был установлен исламский строй. В преддверии победы Имам Хомейни созвал в Тегеране Совет Исламской Революции, в который вошли яркие революционные личности. По приказу Хомейни в совет вошел и аятолла Хаменеи.
После победы
Сразу после победы карьера Али Хаменеи стала резко развиваться. Он продолжил усиленно вести деятельность по распространению исламских интересов, которая на тот момент была крайне необходимой. Весной 1979 года он вместе с единомышленниками основал Партию Исламской республики. В этом же году Хаменеи был назначен заместителем министра обороны, руководителем Корпуса Стражей Исламской Революции, депутатом Собрания Исламского Совета, а также имамом (духовным главой) пятничной молитвы в городе Тегеране.
В 1980 году иранский государственный деятель стал представителем Имама Хомейни в Совете обороны. С началом военных действий, навязанных Ираком, и вторжением армии Саддама Хаменеи активно присутствовал на фронтах. 27 июня 1981 года в тегеранской мечети имени Абузара члены группировки «Мунафикин» совершили на него покушение.
Пост президента
Когда в октябре 1981 года после долгих мучений скончался второй президент Исламской Республики Иран – Муххамед-али Раджаи аятолла Хаменеи, набрав шестнадцать миллионов голосов и получив одобрение Имама Хомейни, стал президентом ИРИ. В 1985 году его переизберут на второй срок.
Пост Верховного лидера
3 июня 1989 года скончался лидер Исламской революции Имам Хомейни. На следующий день Совет экспертов избрал на пост Высшего руководителя Али Хаменеи. Изначально единоличный пост руководителя хотели разделить между собой аятолла Абдул-Карим Мусави, аятолла Али Мешкикини и аятолла Гольпайгани, переименовав его в Высший Совет. Однако совет экспертов отказал им. Тогда аятолла Гольпайгани выставил свою кандидатуру, но проиграл Хаменеи, который получил более 60 % голосов.
В основе государственного устройства Ирана лежит принцип главенства шиитского духовенства, который называется Велаят-е Факих, что в переводе означает «Правление законоведа». Согласно этому принципу, ни одно важное решение не может вступить в силу, пока его не одобрит Высший руководитель.
3-й президент Ирана, аятолла Хаменеи, смог значительно расширить сферу влияния Высшего руководителя. Он передал ему ряд президентских полномочий, связанных с контролем администрации, парламента, совета министров, судебной системы, СМИ, вооруженных сил, полиции, разведки, а также негосударственных фондов и бизнес-сообществ.
В тот же день, 4 июня 1989 года, меджлис экспертов шариата, наблюдающий за деятельностью революционеров, назначил Али Хаменеи Лидером Исламской революции. Ранее этот почетный пост занимал Имам Хомейни.
Внутренняя политика
Президент и высший руководитель Ирана активно поддерживал научный прогресс. Среди исламского духовенства он был одним из первых, кто одобрил исследования в области терапевтического клонирования и стволовых клеток. Из-за того, что «запасы нефти и газа небезграничны», президент много внимания уделял развитию атомной энергетики. В 2004 году духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи выступал за ускорение процесса приватизации экономики.
Ядерное оружие
Говоря о внутренней политике Али Хаменеи, отдельно стоит отметить его отношение к ядерному оружию. Лидер Ирана издал фетву (правовую позицию), согласно которой производство и накопление атомного оружия запрещено исламом. Летом 2005 года он озвучил ее на заседании МАГАТЭ как официальную позицию иранского правительства. Однако несколько бывших иранских дипломатов утверждают, что в разговоре с представителями иранских спецслужб Хаменеи не отвергал использование ядерного оружия мусульманами ИРИ. Еще одна причина, по которой влияние и исполнение этой позиции оказалось под вопросом заключается в том, что правитель может отметить ее в будущем, если это будет выгодно его стране. Подобный случай уже был в истории. Так, во время ирано-иракского конфликта Верховный лидер Хомейни издал фетву против оружия неизбирательного действия, а потом отменил ее и приказал возобновить производство такого оружия.
Внешняя политика
Америка. Неотъемлемой частью публичных выступлений Великого аятоллы всегда была критика США. В основном она была связана с империалистической политикой американского руководства в странах Ближнего Востока, поддержкой Израиля, агрессией против Ирака и так далее. В разрезе последних событий Хаменеи заявил, что «американцы не просто выступают против иранской нации, но и являются ее главными врагами». Он также добавил, что «отступление Ирана перед лицом Америки придаст ей сил и сделает ее более наглой».
Палестина. Хаменеи смотрит на Израиль как на противозаконный оккупационный режим. В этой связи он поддерживает палестинцев в их нежелании признавать Израиль. Политический лидер уверен, что, если кто-то из представителей исламского мира официально признает «угнетательский режим Израиля», он не только навлечет на себя презрение, но и совершит тщетную акцию, так как долго этот режим не проживет.
По словам аятоллы Хаменеи, биография которого изложена в нашей статье, палестинский вопрос нужно решать путем проведения референдума. В нем должны принять участия все, кого изгнали из Палестины, и все, кто жил в ней до 1948 года, неважно, христиане это или иудеи.
В одном из последних выступлений, Хаменеи заявил, что Израиль не просуществует более 25 лет, если палестинцы и прочие мусульмане не продолжат свою борьбу с сионистским режимом. В этой борьбе он видит единственный выход из ситуации, а все другие способы считает бесплодными.
Личная жизнь
У Али Хаменеи и его супруги Ходжасте Хаменеи есть четыре сына и три дочери. По данным зятя Хаменеи, он живет весьма аскетично. Бывший президент свободно владеет арабским, персидским и азербайджанским языками и немного понимает английский. Он увлекается персидской поэзией и любит совершать пешие прогулки. В юности Хаменеи любил играть в футбол. Государственный деятель издал 18 книг и 6 переводов. Книги аятоллы Хаменеи посвящены главным образом исламской религии.