Предприятие в условиях рыночной экономики является центром удовлетворения потребностей покупателей. В условиях, когда товарное предложение превышает спрос со стороны потребительского рынка, усилия специалистов по маркетингу направлены на изучение того, чего же хотят потребители и за что они готовы платить деньги. Эффективно организованная маркетинговая деятельность предприятия как раз и состоит в воплощении их потребностей и запросов в создание новых товаров и улучшение уже существующих, формирование цен на ассортиментный ряд, а также в построении эффективных каналов сбыта и выборе способов продвижения товаров на рынке.
Маркетинговая деятельность предприятия состоит в комплексном изучении рынка с целью выявления существующей и прогнозной величины спроса для разработки конкретных программ, адресованных целевым рыночным сегментам, цель которых состоит в укреплении позиций предприятия на рынке, увеличении продаж, и, как следствие, обеспечении заданной величины прибыли. Таким образом, маркетинг на предприятии в лице маркетинговой службы является своеобразным мозговым центром – на основании информации, поступающей от менеджеров по маркетингу, формируется производственная, научно-исследовательская, сбытовая, кадровая, финансовая политика предприятия. Так, на основании прогнозной величины спроса формируется план продаж, который выступает основой для разработки производственной программы предприятия, что в свою очередь определяет взаимоотношения с поставщиками и потребность в рабочей силе предприятия в плановом периоде.
Анализ маркетинговой деятельности предприятия позволяет выделить ее ключевые функции:анализ текущей величины спроса и его изменений в перспективе;проведение маркетинговых исследований, направленных на изучение влияния факторов внешней среды на деятельность организации с целью регулирования внутреннего и внешнего потенциала фирмы и определения стратегического поведения в перспективе;анализ конкурентоспособности предприятия;формирование товарной политики предприятия;формирование ценовой политики предприятия;формирование каналов сбыта (стратегии распределения продукции);разработка политики коммуникации с потребителями, формирование программ продвижения товаров на рынок.
При выборе стратегии маркетинга руководство большинства предприятий исходит из того, что потребности покупателей разнообразны и сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно создать универсальный продукт, удовлетворяющий всех потребителей сразу. Для того чтобы маркетинговая деятельность предприятия была эффективной и способствовала достижению конечной цели, т.е. обеспечивала получение прибыли, специалисты по маркетингу изначально проводят анализ рыночных возможностей фирмы, затем сегментируют рынок по ряду критериев, оценивая и выбирая наиболее привлекательные рыночные сегменты. Затем выбрав один или несколько сегментов для освоения, принимают решение о том, благодаря каким свойствам и характеристикам продукт сумеет завоевать свое отличительное место на рынке и в сознании покупателей, формирующих данный сегмент, т.е. вырабатывают стратегию позиционирования и воплощают ее в комплексе маркетинга.Комплекс маркетинга включает набор тех инструментов, которые есть в распоряжении маркетологов, с помощью которых они могут влиять на спрос на свой продукт со стороны рынка. Комплекс маркетинга формируют так называемые 5 «Р»: товар, цена, место продажи, продвижение и персонал. Анализ маркетинговой деятельности предприятия позволяет оценить, какой отклик со стороны целевого рынка находит сочетание 5 «Р» в маркетинговых стратегиях и планах предприятия.
Таким образом, маркетинговая деятельность предприятия способствует рациональному расходованию ресурсов предприятия за счет разработки конкретных программ, адресованных целевым группам потребителей, что в итоге приводит к достижению нужных экономических результатов работы, т.е. получению прибыли.