На российский дорогах заторы и пробки – это распространенное явление. Поэтому не стоит удивляться тому, что езда по обочине в России является стандартной практикой. Все водители понимают, что так делать нельзя, но мало кого это останавливает. Причиной являются низкие штрафы за езду по обочине. Да и водителей можно понять, ведь терять часы своего времени и сжигать при этом литры бензина никому не хочется. Иногда гораздо проще заплатить штраф за нарушение ПДД, что в итоге с учетом потраченного времени выйдет дешевле.
Что представляет собой обочина?
Перед тем как разбираться, какой штраф за езду по обочине, логично определить само понятие. Обочина – участок, который располагается по бокам основной дороги. Эта территория находится у проезжей части, и по ней запрещено передвижение транспортных средств. Она отделяется от основной дороги непрерывной белой линией. В большинстве случаев она имеет даже другой вид покрытия (дорога без асфальта).
Езда по обочине в ПДД
По правилам (пункт 9.9) запрещается передвижение автомобилей по обочине, однако при этом допускается парковка на ней автотранспорта. В первую очередь подобное правило касается правой стороны дороги, однако в определенных ситуациях машину можно оставлять даже на левой обочине трассы:
- При однополосном движении автомобилей с каждой стороны и при условии отсутствия рельс для трамваев.
- На дорогах с односторонним движением. Если речь идет о грузовых автомобилях весом более 3.5 тонны, то они могут останавливаться только для осуществления разгрузки и погрузки.
Некоторым автомобилям разрешается передвигаться по обочинам:
- Машинам, принадлежащим коммунальным и городским службам.
- Транспортным средствам, перевозящие груз к объектам, к которым возможно подъехать только с пересечением обочины.
Если на обочине нет пешеходов, то передвигаться по ней также можно велосипедистам в возрасте от 14 лет и при отсутствии велосипедных дорожек и возможности ехать по правой стороне дороги. Это же правило распространяется на мопеды с двигателем объемом до 0,5 л, а также на животных и гужевые повозки.
Штрафы
Если водитель нарушает правило, то его может остановить инспектор ГИБДД, также камера наблюдения может зафиксировать правонарушение. Ранее штраф за езду по обочине составлял 500 рублей, затем его сумма поднялась до 1000 рублей. На данный момент статья 12.15 КоАП определяет размер штрафа – 1500 рублей.
Отметим, что термин "обгон" в данном случае неприемлем, поскольку он определяет выезд автомобиля на встречную полосу движения для объезда впереди идущего транспортного средства. А объезд препятствия или другого транспортного средства (которое не обязательно является препятствием) по правой стороне определяется как езда по обочине и наказывается штрафом.
С учетом того, что суммы штрафов на данный момент небольшие, многие водители рискуют передвигаться по правой стороне для объезда пробки или неровного участка дороги. Чтобы снизить численность подобных нарушений, на данный момент активно обсуждается идея повышения штрафов.
Дополнительные нарушения
Важно отметить, что при езде по обочине совместно с другими нарушениями суммы штрафов будут суммироваться. При этом водитель получит протокол с указанием всех правонарушений с его стороны. Также будет указана сумма, которую ему придется оплатить. Если водитель собьет пешехода на обочине, то его ждет и уголовная ответственность, поэтому относиться к подобному нарушению необходимо очень серьезно. Конечно, в данном случае наказание будет определяться травмами потерпевшего, но тем не менее опасность есть.
Нарушение может быть зафиксировано камерами наблюдения или инспектором непосредственно. В последнем случае составляется протокол, который дается на подпись водителю. Если выезд на обочину был зафиксирован камерами, то постановление о назначении штрафа будет отправлено на почту автоматически. При этом в документе будет содержаться фотография автомобиля с номером.
Опасность
Отметим, что штраф за езду по обочине – это меньшая из опасностей, которые поджидают водителя. Стоит учитывать, что обочина – это чаще всего грунтовая дорога с естественными неровностями, камнями и мусором. При передвижении на этом участке даже незначительная ямка может стать причиной серьезной аварии. Много случаев, когда водители, пытаясь объехать пробку по обочине, банально застревали в грязи или вообще съезжали в кювет. Так что стоит с этим быть очень осторожным.
Трактовка правил
В соответствии с правилами, водитель не имеет права передвигаться по обочине, однако он может припарковать на ней свой автомобиль. Это вносит некое противоречие в правила, поскольку дает возможность водителям оправдать правонарушение этим положением. Однако инспекторы ДПС не глупые, и в случае езды по обочине они обязательно составят протокол и выпишут штраф. Доказывать, что автомобиль не передвигался, а просто стоял на обочине, бесполезно. Впрочем, если он действительно стоял, то это вполне соответствует правилам, и нарушения в этом случае просто нет.
Помните, что обочина предназначается для остановки транспорта, а не для езды по ней.
Заключение
С учетом того, что в скором времени планируют увеличить наказание для водителей, которые пытаются объезжать пробки по обочинам, есть вероятность, что количество подобных правонарушений снизится. Но пока что оно остается одним из самых массовых, что объяснимо частыми заторами, низким качеством дорожного покрытия и невысокими штрафами за подобные нарушения.