Наш современник, философ Тростников пришел в философию из математики. Он не просто философ, но продолжает династию православных русских философов, среди которых – П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, а в более позднее время П. Флоренский, А. Ф. Лосев, С. С. Аверинцев и другие.
Православная философия как яркое направление появилось в 19 веке и не теряет актуальности сегодня. Православные философы пытаются ответить на вопросы, которые мы чаще всего задаем себе на протяжении нашей жизни. Особенно, когда проблемы заводят нас в тупик.
Философ из столицы
Виталий Николаевич Тростников родился в 1928 году. Он всю жизнь прожил в Москве, где родился, за исключением военного периода. В 2017 году писатель ушел из жизни. Это случилось 29 сентября. Тростницкому было 90 лет.
После Тростникова остались многочисленные труды. Из наиболее часто цитируемых Тростникова Виктора Николаевича книг - «Кто мы?», «Православная цивилизация», «Вера и разум», «Мысли перед рассветом», «Мысли перед закатом», напечатанная в 2015 году. "Мысли перед закатом" получили приз в области литературы «Золотой Дельвиг».Из математика - в философы
Что привело математика в философию? Виктор Николаевич окончил физико-техническое отделение Московского государственного университета, получил звание доцента, преподавал.
В возрасте 42 лет с блеском защитил кандидатскую диссертацию. Не на математические темы, а в области философских наук.
Как стать диссидентом
В 1980 г. вышла его первая книга. Первая из тех, что автор посвятил проблемам религии в современной жизни «Мысли перед рассветом». В ней он рассуждает о теории дарвинизма, о высшем промысле, о том, чего достигла наука, когда пошла в своих объяснениях о сотворении мира путем древнегреческого метода: чтобы понять истину, надо привести исходные данные до абсурда.
Виктор Николаевич аргументировано разбирает дарвинизм и его проблемы, также пишет о зарождении атеизма в 19 веке. Книга была издана в Париже, и этого оказалось достаточным, чтобы стать диссидентом.
Математики, они всю жизнь ищут решение формул. Какая же формула подтолкнула Тростникова к божественному? Какая тема увела его от истории математики и логики к Богу? Ведь отказавшись от привычного уклада жизни, математик оказался записанным в диссиденты, потерял работу на кафедре.
Ради любимого дела Тростников был готов принять лишения. Потеряв должность в университете, он работал сторожем. Вплоть до перестройки.
Но, уйдя в чернорабочие, он продолжал писать о вере и смысле жизни. К этому периоду жизни относится «Увольнение». В этом произведении автор размышляет о перспективах духовного развития страны.
Тростников дружит и общается со многими известными представителями научной и культурной интеллигенции того времени. В одном публицистическом сюжете он рассказывает о своих встречах и дружбе с Владимиром Высоцким.
Виктор Николаевич познакомился с ним на встречах писателей из альманаха «Метрополь». Этот труд представляет собой тексты таких известных писателей, как Е. Рейн, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Ю. Карабчиевский и др. Этих авторов редко печатали или не печатали вовсе. Сборник издали самиздатом в количестве 12 журналов.
Новая творческая жизнь
С 90-х гг. Виктор Николаевич уже часто публикуется в различных периодических изданиях, выходят его книги.
В течение долгих лет он занимал должность профессора в Университете православия.
Если первая книга, посвященная философским проблемам, называлась «Мысли перед рассветом», то последняя книга Виктора Николаевича Тростникова носит название «Мысли перед закатом». Автор перебрасывает мостик между началом философской карьеры и завершением жизненного пути. Однако после «Мысли перед закатом» Тростников успел закончить действительно последнюю книгу - «После написанного». Она создавалась в течение 2016 года, а издали книгу зимой следующего года.
Труд Виктора Николаевича Тростникова «Мысли перед закатом» начинается с цитаты из Блаженного Августина: "Если я пойму время, я пойму всё".
История как промысел Божий
Виктор Николаевич Тростников публиковался и в сборнике, посвященном одной теме, – историософии и размышлению об истории. Сборник называется «История как промысл Божий». Под одной обложкой здесь находятся историософические размышления православных мыслителей Г. М. Шиманова, В. Ю. Катасонова (экономист-международник) и В. Н. Тростникова (православный мыслитель, писатель, один из идеологов русского национального возрождения). Все произведения объединены попыткой понять смысл всеобщей истории и подробней - российской. «История как промысел божий» Тростникова Виктора Николаевича появилась на свет в 2014 г.
В текстах Виктор Тростников размышляет о мироздании, современных проблемах цивилизации с позиций православия. Тростников мечтал, чтобы те, кто живет в России, знали историю страны и встали бы на путь, ведущий к Богу. Путь, по мнению философа, потерянный западной цивилизацией и посему обреченный на разрушение.
Одна из любимых тем Виктора Николаевича Тростникова – философия истории, размышления о ней с точки зрения православия. Этой идее посвящены такие книги, как «Путь России в XX столетии», «Имея жизнь, вернулись к смерти», «Бог в русской истории», «Православная цивилизация», «Россия земная и небесная», «Быть русскими — наша судьба».
Философские разговоры
Знакомые Виктора Николаевича отмечают его энциклопедический ум, превосходное знание предмета и рассказывают, что Тростников умел увлечь рассказами на тему истории людей разного возраста и легко захватывал внимание детей.
Популярностью пользовалась и передача «Философская беседа», где вел Виктор Николаевич Тростников философские беседы, рассказывая об известных мыслителях человечества.
Центральной идеей Тростникова стало то, что история пишется нам свыше. А многополярность цивилизаций - это элемент божественного замысла. И что божий промысел, несмотря на катаклизмы, сберегает от разрушения православную страну.